48. Проблема
общественного сознания. Общественная психология и идеология.
1. Античная философия. Сознание вне человека – Бог.
2. Кант. Существует трансцендентальный субъект.
3. Гегель. Дух народа.
4. Маркс. Общественное сознание – это идеи, чувства, теории, настроения, присущие общим группам людей. У каждого класса свои интересы, свое сознание.
Структура общественного сознания:
а) общественная психология – низший слой. Для него характерны эмоциональность, аморфность. Формируется самой жизнью.
б) общественная идеология – высший слой. Создается специально обученными людьми. Характерна упорядоченность, логика.
Формы общественного сознания:
-политическое
-правовое
-эстетическое
-нравственное
-религиозное
-философское
-научное
Общественное бытие определяет общественное сознание.
5. Юнг. Коллективное бессознательное — это бессознательное так или иначе присущее всем людям и передающееся по наследству. В коллективном бессознательном имеются некоторые константы, т.е. образы, которые повторяются у разных народов, которые заведомо не могли общаться между собой на протяжении протекшей истории человечества. Тем не менее, в продуктах бессознательного коллективного творчества (мифах, сказаниях, легендах) они устойчиво воспроизводятся. Юнг дал им название архетипов. Духовная история человечества в связи с этим приобретает сложный вид. В начале человек слит с архетипом непосредственной эмоциональной связью. В мифологии начинается отделение человека от архетипа. В религии архетип противопоставлен человеку. Понятно, что первым архетипом является представление о Боге. Противопоставление Бога и человека — это и есть грехопадение. А магические действия, ритуалы и сами мифы суть не что иное, как средства восстановления утраченной гармонии. Из своего учения Юнг делал выводы практического характера. Когда коллективное бессознательное спит, люди ведут обычный повседневный образ жизни. Когда же коллективное бессознательное просыпается, оно вторгается в жизнь людей. Оно обладает огромной психической энергией, благодаря которой люди как бы сходят с ума: возникают массовые движения, люди совершают поступки немыслимые с точки зрения их образования и воспитания. Это коллективный психоз. Именно им объясняются такие явления, как крестовые походы, сжигание на кострах «ведьм», движения нацистов и коммунистов, войны и революции.
Надо сказать, что Юнг (и его последователи) не раз пытался систематизировать архетипы. Иногда их оказывалось так много, что ссылка на них теряет вообще всякий смысл (например, в архетипы зачисляются все значимые для жизни людей их социальные роли: муж, жена, отец и т.п.). Иногда речь идет об экзотических, образных и многозначных фигурах (например, «Тень», «Иной» и т.п.). Правда, всегда присутствует Бог. Как уже было сказано, понятие архетипа является весьма популярной и в сегодняшней западной культуре, несмотря на то, что является оно по содержанию весьма неопределенным и во многом сомнительным.
6. Русская философия. Чаадаев. Общее сознание – единство разума и чувства, веры – национальное сознание.