35. Шопенгауэр
В своих рассуждениях Шопенгауэр исходит из двух основных положений, одно из
которых принадлежит западной философии (тождество
субъекта и объекта — немецкий трансцендентальный идеализм), а другое — восточной
(жизнь есть страдание — буддизм). И если с этих позиций подойти к человеку как
предмету философии, то оказывается, что
природа человека — это желание и мысль, воля и представление. Как раз принцип
тождества субъекта и объекта и позволяет отнести это положение к миру:
мир каждого человека это его воля и его
представление, мир для людей в
целом — то, что они из него делают и то, что они о нем думают. Вот
почему, считает он, можно сказать: «Мир висит на единственном волоске и этот волосок — каждое данное сознание, в котором
он, мир, существует». Или еще одно его высказывание, которое часто
цитируется: «Человек не знает никакого солнца, никакой земли, а только глаз, видящий солнце, руку, осязающую землю».
Итак, мир есть,
прежде всего, воля. «Моя философия, — пишет он,— в первый раз полагает
истинную сущность человека не в сознании, а
в воле, которая не связана по существу с сознанием, а относится к
сознанию, как субстанция к акциденции». Дело в том, что воля сама по себе, с
его точки зрения, бессознательна. Воля — это импульс, энергия. Постоянное
беспокойство, стремление, которые
выражаются во всеобщем взаимодействии, изменчивости, а не косная, пассивная материя составляют сущность и человека
и мира. Импульс можно встретить повсюду — сила тяготения, магнетизм,
кристаллизация, химическая реакция, рост растений, стремления животного
организма — все это не что иное, как проявления той могучей слепой силы,
которая создает мир и человека и которую
философ называет волей. Если посмотреть на человека, рассуждает он, то
воля в нем проявляется как его ни на
секунду не прекращающиеся желания, и воплощением этих желаний является его тело. Что такое зубы, глотка, пищевод, как не выступающий в зримой форме голод, гениталии
человека и есть его воплощенное
половое влечение, руки — хватание, ноги — движение и т.п. Любое действие
человеческого тела есть проявление акта
воли. Любое воздействие на тело это непосредственное воздействие на
волю: когда воздействие направлено против того,
к чему стремится воля, человек испытывает боль и страдание, когда оно
совпадает со стремлением воли — удовольствие, наслаждение.
Человек, подчеркивает Шопенгауэр, есть самое желающее существо, «сплошное желание».
Воля в человеке стремится себя осознать. Механизм осознания, мышления по
своей сути представляет собой, во-первых, объективирование
(представить, значит пред-ставить, поставить перед собой, сделать для себя объектом), а во-вторых, индивидуа-цию, превращение общего в единичное. Так, общее —
слепая воля, являющаяся сущностью мира и человека, распадается
в мышлении на множественность
отдельных вещей, предметов, актов.
Кьеркегор
Кьеркегор убежден,
что главной и даже единственной философской проблемой является проблема
человека. Человеческое существование
(экзистенция), его противоречия, находящие выражение в человеческих
переживаниях и страстях — вот что представляет наибольший интерес для простого
человека
Кьеркегор выделяет три типа людей, или три способа
существования человека, или три формы духовной жизни,
или три стадии развития субъективности: эстетическую,
этическую и религиозную.
Эстетическая экзистенция это существование, пожалуй, подавляющего большинства людей.
Ее сущность — вечная погоня за наслаждением, постоянное требование от жизни
«интересного», увлекательного. Кьеркегор
пишет, что общим девизом эстетиков всех времен является девиз: «Нужно
наслаждаться жизнью». Любимый герой эстетического человека — Дон Жуан с его
призывом: «К радости и веселию!». В рамках эстетической формы жизни существуют свои градации и высшая ее точка (кстати, доступная лишь немногим) — наслаждение собою в
положении наслаждающегося. Такой
человек даже на зло смотрит с эстетической точки зрения, т.е. способен
находить красоту и во зле. (В связи с
этим Кьеркегор делает глубокое замечание, сохранившее все свое значение и в
наши дни: «А ведь никогда зло не является таким привлекательным, как именно под освещением лучей эстетики, и нужно проникнуться самым серьезным
отношением к вопросам этики, чтобы навсегда избегнуть искушения
смотреть на зло с эстетической точки зрения»). Развитие личности в рамках эстетической формы экзистенции рассматривается
как свободное развитие задатков, заложенных в природе человека,
доведение этих задатков до возможного совершенства (этакое, выражаясь словами недавнего нашего прошлого, всестороннее
развитие личности!). Кьеркегор подвергает эстетический взгляд на
человеческое существование резкой критике.
При всем кажущемся богатстве эмоций жизнь, сущность которой состоит в погоне
за наслаждениями, основана, по его мнению, на глубоком индифферентизме:
такой человек живет минутой и ему, в конце концов, безразлично, что за
наслаждения он переживает, на чем они основаны и какова их цена. Не случайно одна из попыток набросать портрет эстетического человека сделана им в
произведении под названием «Дневник обольстителя». В сущности, эстетический человек находится в незавидном положении: его
нельзя назвать свободным, ибо он —
раб своих сиюминутных желаний, он теряет способность различать между
добром и злом (точнее, не способен понять, в
чем состоит истинное добро), наконец, его существованию постоянно грозит отчаяние, так как череда наслаждений бесконечна, а каждый акт наслаждения чреват
пресыщением.
Более высокой, с точки зрения философа, является этическая форма существования: в ее рамках человек «становится
тем, что он есть», т.е. свободной и
сознательной личностью.
Сущность
этического человека состоит в ясном различении между добром и злом и в
отчетливом осознании своего долга, причем
под долгом понимается не выполнение «внешних житейских отношений», а внутреннего долга, долга по
отношению к себе, к своей душе.
Поэтому если эстетическое начало это то, «благодаря чему человек является
непосредственно тем, что он есть», то соответственно этическое начало это
то, «благодаря чему он становится тем, чем
становится». Таким образом, в рамках этического начала человек выступает не в
качестве плывущего по течению, а в качестве самодеятельного существа.
Кьеркегор говорит о двух несомненных
преимуществах этической жизни перед эстетической: во-первых, она выясняет общую связь и смысл действительности,
тогда как эстетическая жизнь носит на себе отпечаток случайности (поток наслаждений калейдоскопичен) и
ничего не объясняет. А во-вторых,
этическая жизнь дает критерий, благодаря
которому мы можем судить об истинном совершенстве и истинной красоте человека. В связи с этим философ
отмечает странную особенность общественного мнения, в котором то, что этически правильно, рассматривается как нечто
скучное, неинтересное и попросту не заслуживающее внимания. Если
человек рассказывает какую-то житейскую историю и на вопрос, какова же была развязка, отвечает «Самая скучная!»,
можете быть уверены, пишет философ,
что развязка носила правильный в отношении норм нравственности характер. Или если обнаруживается, что человек, долгое время бывший загадкой для
окружающих, на самом деле простой, добрый и честный человек, то люди фыркают: «Только-то и всего?» Другое дело быть злодеем!
Всем сразу становится понятным, что
речь идет о человеке, который выделяется из среды простых, обыкновенных людей.
А между тем этик имеет большие преимущества перед эстетиком. Черты того
и другого можно сопоставить следующим
образом:
Если эстетик видит
только возможности для наслаждения и рабски
зависит от них, то этик видит в жизни задачи, что придает ему
уверенность, если эстетик не находит себе места в жизни и испытывает чувство страха, то этих также старается
найти место в жизни, но столкнувшись с неожиданностями не падает духом, если
эстетик экс-центричен (не имеет в себе стержня), то этик имеет точку опоры, он сконцентрирован в себе.
Однако
оказывается, что и этическое воззрение имеет свои слабости. Начать с того, что
каждый человек — единичный, а долг, в том числе и «свой» долг, выступает как общее повеление. Человек
этического воззрения должен стать «общечеловеком», ибо этика приобретает реальное значение только тогда, когда человек олицетворяет собой общечеловеческое. Это и
есть тайна совести, считает
философ. С одной стороны, общечеловек не мечта, «каждый человек является в известном смысле общечеловеком». но для большинства людей общечеловек в них — лишь
путь, по которому они могут дойти до
общечеловеческого, однако, как известно,
не всякая возможность превращается в действительность. Но есть и другое обстоятельство. Дело в том, что
жизнь сложна. В ней возникают такие
ситуации, когда одни законы (например, законы родства) могут приходить в противоречие с другими законами (законами государства). Тогда возникают
трагические коллизии.
Противоречия
эстетического и этического человека могут найти разрешение в
существовании человека ре.тгиоиюго. В
качестве «рыцаря веры», т.е. наиболее
яркого воплощения экзистенции верующего человека, Кьеркегор называет
одного из действующих лиц Ветхого Завета — Авраама. Напомню читателю, что в
Библии рассказывается о том, что у Авраама и Сарры, долгое время остававшихся
бездетными, наконец, рождается сын Исаак. И вот Бог посылает Аврааму тягчайшее
испытание: он требует принести сына в жертву. Авраам демонстрирует
беспредельную веру и делает все необходимые приготовления для исполнения обряда
жертвоприношения. В последнюю минуту, когда отец уже заносит над сыном нож.
Бог, удостоверившись в безграничности веры Авраама, отменяет свое требование и
посылает ягненка, который и приносится в жертву вместо Исаака. Кьеркегор с
иронией пишет, что этот эпизод часто фигурирует в проповедях, однако мало кто
задумывается над его подлинным, страшным смыслом. Он спрашивает: а что скажет
пастор, если его прихожанин заявит, что он
и в самом деле вознамерился принести своего сына в жертву?
З.Фрейд.
Зигмунд Фрейд
(1856-1939) не являлся профессиональным философом, он прославился в первую
очередь как врач, психиатр, но его идеи
оказали столь значительное влияние на развитие постклассической философии, что
обойтись без их характеристики просто
невозможно.
Его главным
вкладом в развитие взглядов на человека явилась разработка проблемы роли и
значения бессознательного в психике человека. Как мы уже видели, Фрейд не был
первым, кто задумался над ней.
Фрейд предложил
новый подход к личности и ее структуре. Если
не касаться тонкостей и давать характеристику его концепции в
обобщенном виде, то можно сказать, что с точки зрения Фрейда, энергетической основой личности служит бессознательное,
которое он обозначил термином «оно» (лат. id). Над «оно» возвышается собственно
сознание человека, его «Я» (лат. ego). Еще
«выше» находится элемент личности, который Фрейд назвал «сверх-Я» (лат.
superego), который представляет собой интерио-ризированные
требования, предъявляемые обществом к индивиду (т.е. нравственные нормы,
религиозные установления и т.п.).
Выглядит
это примерно так:
Сверх-Я Я Оно.
Все эти
компоненты, составляющие личность, находятся в состоянии неустойчивого
динамического равновесия, которое поминутно нарушается благодаря возникающим
между ними противоречиям. Сам Фрейд
сравнивал взаимоотношения между «оно» и «Я» с отношением между лошадью и
всадником: вся энергия психики, все ее движение исходит из «оно», «Я»
же составляет незначительную часть психики
и пытается управлять им, как всадник
управляет лошадью. «Оно» — совокупность
несознаваемых инстинктов, источник
всех человеческих устремлений, которые в конечном итоге сводятся к стремлению к удовольствию и отвращению к тем усилиям, которые необходимы, чтобы
получить его. Причем самым мощным инстинктом является половой инстинкт
^laT.libido) и наивысшее наслаждение человек получает при его удовлетворении. Инстинкт аморален, в том смысле,
что является стойким врожденным
стремлением, который не знает никаких ограничений. Положение «Я» крайне
противоречиво: оно находится как раз
на той грани, которая отделяет бессознательные (и по определению аморальные) стремления человека от
социальных требований к нему. Эти постоянные противоречия порождают различного
рода комплексы, неврозы и психические расстройства. Причем столкновения между
«оно» и «сверх-Я» фатальны: все дело в том, что они просто несовместимы.
В самом деле, с
точки зрения Фрейда бессознательное может быть
охарактеризовано двумя принципами:
1. человек фундаментально эгоистичен, его «оно» влечет его всегда к наслаждению и никогда к труду;
2. человек фундаментально сексуален, его
половое влечение направлено как на людей противоположного пола, так и на людей того же пола, что и он сам.
Таким образом, с позиций
«оно» человек это хищник, каннибал,
сексуальный маньяк.
Однако «сверх-Я» требует прямо противоположного. Общество с детства
внушает человеку, что главное в жизни труд, а не наслаждение, что главное в человеке разум, а не страсти, что существуют
разные виды любви и половая любовь к одному человеку несовместима с
одновременным половым влечением к другим людям.
Следует отметить,
что в более поздний период своей жизни Фрейд несколько изменил свое учение.
Так, он ослабил свой «пансексуализм» и
отмечал, что в основе «оно», бессознательного лежат два инстинкта: один из них, уже известный нам libido, он
назвал «инстинктом жизни», а к нему
добавил «инстинкт смерти», mortido.
Последний выражается в свойственном людям стремлении возвратиться
в темноту и безмолвие, которые человек ощущает в материнском лоне, т.е.
стремление к смерти (и своей, и чужой).
Отсюда следовали весьма важные выводы для общественной жизни. Например,
если человеку от природы присуще стремление к агрессии, к смерти, то отсюда
неизбежно следует пессимистический взгляд
на взаимоотношения людей и государств.
Человеку,
испытывающему невыносимое напряжение психики, необходимо время от времени
«выпускать пар». В общественной жизни эту
роль выполняют войны, в личной жизни — преступления (убийства,
«немотивированные» преступления против личности). Именно на основе этих идеей и
возникла мысль о пользе изображения в искусстве насилия и жестокости для того,
чтобы человек, пережив эти чувства в своем воображении, не стал бы реализовывать их в действительности.
Юнг
Бессознательное
для Юнга является исключительно психологическим понятием, характеризующим все
те психические процессы, которые или не осознаются, не будучи предметом
сознания, или воспринимаются как вытесненные из сознания. По Юнгу инстинкты
человека имеют не столько биологическую, сколько символическую природу. Юнг
выдвинул предположение, что символика является составной частью самой психики и
что бессознательное вырабатывает определенные идеи, носящие символический
характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти идеи
рассматриваются им не как содержательные, а как формальные элементы психики,
которым Юнг дает название "архетипы", понимая под ними нечто всеобщее
и имманентно присущее всему человеческому роду. Архетипы действуют в человеке
инстинктивно. Юнг поясняет: "Под архетипами я понимаю коллективные по
своей природе формы и образцы, встречающиеся практически по всей земле как
составные элементы мифов и в то же время являющиеся автохтонными
индивидуальными продуктами бессознательного происхождения. Архетипические
мотивы берут свое начало от архетипических образов в человеческом уме, которые
передаются не только посредством традиции и миграции, но также с помощью
наследственности. Эта гипотеза необходима, так как даже самые сложные
архетипические образцы могут спонтанно воспроизводиться без какой-либо
традиции. Прообраз или архетип является сформулированным итогом огромного
технического опыта бесчисленного ряда предков. Это, так сказать, психический
остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа".
Юнг
считал, что в сознании человека есть некие фрагментарные личности, из которых
состоит личность в целом. Эти личности подсознательны. Комплекс - это выход
одной из них на поверхность сознания. При этом Я человека как бы уходит на
второй план, а роль его играет одна из личностей подсознания.
Исследования
Юнга показывают, что существует огромное количество способов, которыми
бессознательное не только влияет на сознание, но и полностью управляет.
Юнг
проводит дифференциацию между "индивидуальным" и "коллективным
бессознательным". "Индивидуальное бессознательное" отражает
личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то
были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или
подавления. Оно охватывает все приобретения индивидуально-личностного
существования, включая все то, что находится под порогом сознания.
Одно
из центральных понятий "аналитической психологии" -
"коллективное бессознательное" заключает скрытые следы памяти
человеческого прошлого: расовой и национальной истории, а также
дочеловеческого, животного существования. Это общечеловеческий опыт,
характерный для всех рас и народностей. Бессознательные содержания данных
коллективных образований рассматриваются Юнгом как возникающие из
наследственной структуры психики и мозга человека. Именно "коллективное
бессознательное" является для швейцарского психиатра тем резервуаром, где
сконцентрированы все "архетипы". По Юнгу, теория коллективного
бессознательного объясняла и появление духов в сознании медиума, и распад
личности шизофреника. Наше сознательное "Я" есть один из элементов
психики, в которой имеются более глубокие и древние слои.
По
Юнгу, личностное бессознательное, состоящее из вытесненных "комплексов,
забытых, либо никогда не преодолевавших порога сознания представлений", -
это результат жизненного пути человека.
Содержания
коллективного бессознательного не просто никогда не входили в сознание,
"они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим
появлением исключительно наследственности". Этот слой психики
непосредственно связан с инстинктами, то есть наследуемыми факторами. Они же
существовали задолго до появления сознания и продолжают преследовать свои
"собственные" цели, несмотря на развитие сознания. Коллективное
бессознательное есть результат родовой жизни, которая служит фундаментом
духовной жизни индивида.
Юнга
прежде всего интересует наследственно данная психологическая структура,
отражающаяся в "коллективном бессознательном": он пытается раскрыть
структурные особенности коллективных идей с точки зрения их символических
элементов. Именно религиозные представления, по мнению Юнга, выражают
фактическую сторону унаследованных данных "коллективного
бессознательного", являющегося средоточием мифологических образов, которые
составляют скрытое содержание коллективных идей.
психики
человека.
Составной
частью "аналитической психологии" Юнга является теория
"комплексов", то есть бессознательных психических сил индивида,
организованных в определенные системные образования, которые оказывают
постоянное воздействие на жизнедеятельность человека. В глубинах
бессознательного, по мнению Юнга, всегда находятся наготове "комплексы"
воспоминаний индивидуального прошлого, и прежде всего родительские, детские или
так называемые "семейные комплексы", "комплекс власти",
"комплекс неполноценности" и т. д. "Комплексы" - это своего
рода "психологические демоны", спонтанные всплески бессознательных
актов, взрывающих спокойное, направленное течение психических процессов, это
неуправляемые силы, которые как бы свидетельствуют о власти бессознательного
над сознательным в психике человека.
Составляющее
внутреннее ядро психического мира человека бессознательное функционирует, по
Юнгу, на всех структурных уровнях психики.
Коллективное
бессознательное - это противоположный сознанию, но связанный с ним полюс
психики - саморегулирующейся системы, в которой происходит постоянный обмен
энергией, рождающейся из борьбы противоположностей. Обособление какой-то части
психики ведет к утрате энергетического равновесия. Отрыв сознания от
бессознательного ведет к нарастающему давлению - бессознательное стремится
"компенсировать", снять обособленность сознания. "Вторжения"
коллективного бессознательного могут вести не только к индивидуальному или
коллективному безумию, но и к расширению ("амплификации") сознания. В
неожиданных ситуациях, когда сознание не может справиться с возникшими
затруднениями, бессознательное часто автоматически приходит на помощь,
проявляет свою компенсаторную функцию. Подключается вся энергия психики.
Решение может прийти, например, во сне. Нужно только уметь "слушать",
что говорит коллективное бессознательное.
Коллективное
бессознательное находится в основе архетипов культуры, которые нельзя описать,
осмыслить и адекватно отразить в языковых формах.)
36.Маркс
Введя практику как категорию в свою
философию, Маркс получил возможность по-новому объяснить источник всеобщего
и необходимого .характера
теоретического знания — проблему, над которой гак шли иначе билась, как мы помним, вся философия Нового временш. Не врожденные идеи, не
божественное предопределение, не;
априорные категории, словом, не природа разума как такового объясняет всеобщий
и необходимый характер научного знания. Нет, он обязан своим существованием
всеобщности и необходимости отношений материальных объектов, причем эта
всеобщность и необходимость
улавливается сначала в практике, так как успеха в ней (а этот успех
жизненно важен для человека, который
иначе просто не смог бы без него
выжить), можно добиться лишь в тгом
случае, если практические действия соответствуют сущности материального мира, если за всем многообразием явлений этого кмира человек на практике, т.е. в
процессе воспроизводства своей жизни, выявляет их единство. Уже сама
форма простейшего огрудия труда является не
чем иным как практическим выделением объективного общего свойства
материальных объектов; так молоток во всех
его возможных разнообразных применениях
в качестве именно молотка олицетворяет
объективную
общую и необходимую связь явлений,
благодаря которой он осуществляет целый ряд сходных по своей сущности
действий: «бить», «забивать», «разбивать» и т.д. И если употреблять язык трансцендентального идеализма, то можно сказать,
что сама форма орудия труда, в
которой выражена сущность его применения, является не чем иным как общим, получившим
реальное существование в форме единичного предмета. Она выступает как
такой «объект», в котором
действительно становятся тождественными объективные существенные свойства природы и продукты субъективной деятельности человеческого разума.
Тем самым орудие труда выступает как
воплощенная упорядоченность мира, отождествленная с
воплощенным разумом человека. Но то, что
могут руки, то становится на основе трудового процесса возможным и для головы, благодаря деятельности которой
эта объективная, общая и необходимая связь закрепляется, переводится в знаковую форму и затем может по
желанию воспроизводиться. Таким
образом происходит переработка информации, а это и есть суть процесса
мышления, как бы далеко оно (мышление) не
уходило от такого прозаического дела, как практическое действие при
помощи орудий труда (хотя бы и таких простых,
как молоток). Такая концепция снимала ореол таинственности с разума, который не удалось снять
трансцендентальному идеализму и
(независимо от того, достаточны ли такие рассуждения, или требуется
принять во внимание еще много разных обстоятельств)
открывало путь к материалистическому истолко+ванию человеческой субъективности.
Поппер
Согласно Попперу,
вся действительность может быть разбита на
три относительно самостоятельных мира:
1. мир физических объектов,
2. мир ментальных (психических) состояний,
3. мир объективного содержания мышления.
Третий мир — это
мир научных идей и произведений искусства, мир
теоретических систем и проблем. Одним словом, это мир знаний. Поппер включает в
него все содержание журналов и книг.
Аргументация
Поппера в пользу выделения третьего мира в самостоятельный
такова: проделаем, говорит он, следующий мысленный эксперимент.
Предположим, что в результате какой-то катастрофы человечество потеряло все
свои завоевания; разрушены механизмы, машины, здания, словом, уничтожено все,
кроме библиотек. Что в таком случае ждет человечество? Благодаря сохранению
знаний, утверждает Поппер, вполне возможно постепенное восстановление всего,
что было сделано предшествующими поколениями. А теперь предположим, что
уничтожено все знание, которое было накоплено человечеством и хранилось в библиотеках. Что в таком случае ожидает людей?
Возврат человечества к цивилизованному состоянию, по его мнению, будет
уже невозможен.
Поппер предлагает
различать знание в субъективном смысле (знание
конкретных людей, знание, содержащееся в
головах субъектов мышления) и бессубъектное, объективное знание. Последнее и составляет третий мир. Он считает, что
возможно самостоятельное
исследование этого третьего мира наряду с исследованием психики людей
или физического мира. Дело в том, что третий мир обладает своей спецификой. Он,
с одной стороны, является продуктом деятельности человека, с другой, его
существование автономно, хотя и зависит от
людей и влияет на них. Рост третьего мира аналогичен, утверждает
Поппер, росту биологического организма.
Элементы, составляющие третий мир, должны изучаться так же, как
продукты жизнедеятельности животных (как биологи
изучают, например, гнезда птиц, норы животных и пр.). Такой подход,
утверждает Поппер, даст больше для понимания процесса
мышления, чем попытки его непосредственного воспроизведения. Ведь во всех
науках существует такой подход к изучению
объекта, когда от известных следствий идут
к породившим их причинам. Он резко
возражает против той точки зрения (кстати, весьма распространенной в советской
философской литературе), что знание, содержащееся в книге,
актуализируется только тогда, когда книгу кто-нибудь начинает читать, без
читателя же книга превращается в листы
бумаги, испачканные сажей. Нет, говорит он, знание содержится в книге
независимо от того, читают ее или нет (так
же, как гнездо остается гнездом и тогда, когда оно покинуто птицей).
Ведь человек, понимающий то, что он читает, довольно
редкое явление, пишет философ. Рядовой человек обычно плохо понимает прочитанное. Важна здесь сама
возможность перевода линий и
черточек на бумаге в актуальные смыслы. Эта возможность существует независимо от того, читает кто-нибудь книгу
или нет. В этом своем рассуждении он заходит так далеко, что утверждает, что много теорий и рассуждений,
которые не были созданы и.
возможно, никогда не будут созданы, тем не менее, обладают существованием в третьем мире.
Удивительная особенность этого
мира, в частности, состоит в том. что каждый .новое приращение знания
вызывает определенную перестройку всего его
содержания. Более того, в мире знания возможно то. что невозможно в физическом
мире: благодаря устранению заблуждений человек буквально вытаскивает сам
себя за волосы из болота незнания.
Хотя третий мир
создан нами, он автономен и оказывает на нашу
деятельность большее влияние, чем мы на него. Успех нашей мыслительной деятельности зависит от того
обмена, который совершается «между нами и третьим миром. Поппер
сравнивает «объекты» знания с детьми: как
те, так и эти обязаны происхождением своим родителям, но со временем
становятся самостоятельными и независимыми
от них. И так же, как люди могут получить от своих детей больше, чем
сами вложили в них, так и третий мир дает
нам больше знаний, чем те, что мы в него вложили. Он вновь и вновь приводил
сравнение, которое, по-видимому, считал удачным: именно благодаря третьему миру
человек способен на то, что
физически невозможно: вытаскивание людьми самих себя за волосы из болота.
(Вышеприведенную схему эволюции он и
предлагает считать механизмом такого «вытаскивания»). В известном
смысле, замечает Поппер, можно сказать, что суть нашего познания сводится к попыткам изобразить первый и второй миры в
терминах третьего мира и тем самым приблизиться к истине. При этом мы в процессе взаимодействия с
третьим миром, отбрасываем ложные гипотезы и отбираем истинные, так. что
можно сказать, что и мы, и третий мир совместно растем через взаимную борьбу и отбор.
Сходство учения Поппера о третьем мире с учением Платона о мире эйдосов
или с учением Гегеля о Логике как предшественнице Природы и Человека сразу
бросается в глаза. Поэтому он стремился отмежеваться от этих философов (Поппер
подвергал Платона и Гегеля резкой и не
всегда справедливой критике). Он указывает на важное, по его мнению, различие
между своей и платоновской теориями: если у
Платона мир эйдосов божественен, содержит абсолютную истину и окончательное
разрешение всех загадок мира, то в
его теории третий мир создан человеком, содержит в себе ошибки и дает
лишь приближение к решениям проблем. Кроме
того, у Платона содержание мира эйдосов на самом деле является совокупностью слов, которым приписывается
самостоятельное существование, благодаря чему идеи превращаются в
самостоятельные сущности (в философии такое явление называется
гипостазированием, от греческого слова hypostasis — существование), тогда как у
Поппера понятия это лишь средства формулировки теорий, они инструментальны.
Витгенштейн
Для понимания сути философской позиции Витгенштейна, необходимо учесть,
что наиболее общим понятием, при помощи которого
автор характеризует мир, является понятие действительности. Она
(действительность) имеет три составляющих: мир («все то, что имеет место», или в другом переводе «все, что происходит»),
мышление человека, суть которого в том, что оно представляет собой картину мира, «модель действительности» и язык
(система знаков) как то общее, что объединяет оба предшествующих
«слоя». Каким образом язык «объединен» с действительностью? Дело в том, что
действительность становится «миром» лишь в
той мере, в какой мы ее знаем (то, о чем мы не знаем, для нас и не существует). Но что значит «знать»?
Знаем мы лишь то, что мы обо-зна-чаем. Лишь, будучи
обозначенным, т.е. включенным в
языковую систему, любой предмет, любая вещь становится фактом, т.е.
приобретает действительный статус бытия, «единицы»
мира. Витгенштейн специально оговаривается: «Мир есть совокупность
фактов, а не вещей». А с другой стороны, каким
образом язык «объединен» с мышлением? Язык, пишет он. «совокупность предложений»,
а «мысль — осмысленное предложение». Итак,
язык «сопричастен» и миру, и мысли.
Однако «онтология»
Витгенштейна на самом деле имеет еще более
сложный вид. Дело в том. что у него есть ответ и на вопрос о том, в чем состоит глубинная связь мира и
мышления, что является сущностью этой связи, или, говоря языком классической
философии, что является субстанцией действительности. Таковой, с его точки зрения является логика. Законы логики —
это и законы мышления (картины мира)
и законы самого мира. Поясняя свою мысль, Витгенштейн проводит такую
аналогию. Нотное письмо не является
изображением музыки, так же как буквы, написанные на бумаге, трудно назвать похожими на нашу
звуковую речь, а в граммофонной пластинке нет сходства с музыкальным
произведением, записанным на ней, и все-таки они имеют между собой нечто
общее, что и позволяет их связать. Что же составляет эту общность? Витгенштейн
пишет: «Граммофонная пластинка, музыкальная тема, нотная запись, звуковые
волны — все они находятся между собой в
таком же внутреннем отношении отображения, какое существует между
языком и миром. Все они имеют общий
логический строй».
Сходство столь
разных явлений, таким образом, заключается не в подобии внешних форм, которое
может уловить глаз, а в существовании
однозначных правил, при помощи которых можно перевести язык нот в язык
граммофонной записи, а звуки музыкальных инструментов в нотное письмо.
Витгенштейн говорит даже о существовании «закона проекции», благодаря которому одни явления могут переводиться в другие, не имеющие
с ними ни малейшего видимого сходства. Сложный характер отношения между миром и
его картиной Витгенштейн поясняет следующим образом. Картина связывается
с действительностью так же, как мерило
связывается с измеряемым предметом: к измеряемому предмету прикасаются лишь конечные метки
измерительной шкалы. Картина, таким образом, не простое отражение, она,
как говори! Витгенштейн, «сопричастна» изображаемому. Эта сопричастность
состоит в соотнесении элементов картины и элементов вещей. Предмет, переведенный в языке в знаковую форму, т.е. став
фактом, подпадает под действие логических
правил, и тогда с ним происходят
удивительные превращения; он приобретает особые черты, становится объектом.
Объект не некая самостоятельная сущность, а
элемент системы, подчиняющийся ее правилам. Объект прост (как единица, «атом»
системы), он устойчив («Устойчивое, сохраняющееся и объект суть одно и то
же»), включает в себя возможность всех ситуаций, в которые он может
попасть (т.е. число таких возможностей конечно). Наконец, объекты, по утверждению Витгенштейна, бесцветны. Но самое
главное в объектах это то, что они
образуют субстанцию мира: «Субстанция есть то, что существует независимо от
того, что имеет место». Однако субстанция
Витгенштейна сильно отличается от принятого в классической философии соответствующего понятия.
Поскольку речь идет не о материальной
или духовной субстанции, определяющей суть явлений, а об особой
логической субстанции, обусловливающей устойчивость и однозначность фактов,
эта субстанция определяет, по словам
Витгенштейна, только форму, а не материальные (т.е. содержательные) свойства.
Витгенштейн
различает в мире атомарные (простые) и молекулярные
(сложные) факты.
Наконец, пожалуй, завершающим
штрихом является следующее утверждение Витгенштейна: «Картина — факт». Отсюда
следует, что факты это не только преобразованные включением в язык предметы,
но и мысли о предметах. Тем самым лишается смысла вопрос о соотношении бытия и
мысли; и то. и другое объединены в единой
системе языка.
Итак, мир
Витгенштейна — это весьма специфический мир. Он тождественен с языком. Философ
пишет: «Границы моего языка означают
границы моего мира», затем повторяет: «То, что мир является моим миром, обнаруживается в том, что
границы особого
языка (того языка, который мне
только и понятен) означают границы моего мира». А в расшифровке шестого
тезиса содержится такой афоризм:
«Мир счастливого отличен от мира несчастного».
Последовательно
проводя мысль о том, что все три «слоя» действительности объединяются законами
логики. Витгенштейн заходит так далеко, что
заявляет о сходстве структуры предложе-ния
и структуры события, предмета: «В
предложении должно распознаваться столько же разных составляющих,
сколько и в изображаемой им ситуации». Пожалуй, из философов прошлого только
Спиноза, утверждал нечто Подобное, правда, у Спинозы шла речь о соответствии порядка веицей и порядка идей.
Поскольку субстанцию мира Витгенштейна составляет логика, постольку этот
мир весьма специ<фичен. Он конечен: «Объекты заключают в себе
возможность всех ситуаций». В нем царствует необходимость,
в нем нет случайностей: «Если даны все объекты, то тем самым даны и все возможные события». Или еще более ярко: «В логике нет ничего случайного: если
предмет может появляться в
некоем со-бытии, то возможность этого события уже заложена в нем». Этот мир, пожалуЦ еще рациональнее, чем мир
Гегеля. Витгенштейн провозглашает; «Что мыслимо, то и возможно». Верно и обратное утверждение: то, что
нельзя мыслить, не может и
существовать, ибо оно нелогично. Философ утверждает: «Нелогичное немыслимо,
ибо в противном случае нужно было бы мыслить нелогично». Но если невозможно мыслить нелогичное,
то невозможно и сказать. как
выглядел бы «нелогичный мир» (т.е. нелогичное нельзя выразить в
языке). С точки зрения Витгенштейна,
требование представить себе нелогичный мир было бы таким же абсурдом,
как и Требование представить себе круглый
квадрат в виде наглядного образа.
Отождествляя
картину мира и язык, Витгенштейн ссылается на
науку: язык Ньютона дает одну Механику, язык Эйнштейна — другую. Это
отождествление философ закрепляет в следующем афоризме:
«То. чего мы не можем Мыслить, мы не можем и сказать». А доказательство этого
афорц3ма выглядит так: «Ведь для проведения границы мышления
мы должны были бы обладать способностью мысли по обе стороны Этой
границы (т.е. иметь возможность мыслить
немыслимое). Такая граница, поэтому, может быть проведена только в языке, а то, что
лежит за ней, оказывается просто бессмыслицей».
Хайдеггер
Если предшествующая философия разделяла человека и мир, то фундаментальная
онтология Хайдеггера берет их в неразрывном единстве. Озабоченность и есть мир
человека, его практический способ бытия-в-мире
(теоретическим способом бытия-в-мире
является познание).
Итак, мир человека
есть мир его заботы и горизонтом этого мира
выступает повседневность — обычная человеческая жизнь с ее заботами и
интересами, может быть и не идущими по своему значению
в сравнение со всемирно-историческими событиями, но составляющими, тем
не менее, реальный мир, в котором живет человек. Качество мира — мирность —
раскрывается через его структуру: это,
во-первых, вещи (среди которых, между прочим, Хайдеггер особо выделяет
орудия труда, что, как мне кажется, свидетельствует
о влиянии марксистских идей), а,
во-вторых, «другие», т.е.
люди. Но поскольку существуют «другие», присутствие становится
соприсутствием, а бытие-в-мире — «событием». Co-бытиё это понятие, при помощи
которого фиксируется та особенность человеческого существования, что
«быть в мире» означает для человека «быть
друг за друга», «быть без друга»,
«иметь дело друг с другом», «не иметь дела друг с другом» и т.д. С одной
стороны, выражаясь обычным философским языком, Хайдеггер здесь подчеркивает
общественный характер человеческого существования. С другой, он ставит важную
проблему. Она состоит вот в чем. В
повседневной жизни «другие» становятся некоей безличной силой, которая приобретает господство над присутствием
или самобытием. Мир (или, если угодно, общество) противостоит самобытию (т.е. присутствию, человеку) и пытается подчинить
его себе. Хайдеггер использует особенности немецкого языка: для обозначения общества как безличной
силы он использует местоимение man, которое в немецком языке
употребляется для обозначения безличного действия (ср. русское «темнеет», «вечереет»). Общество навязывает человеку
определенные действия, человек теряет самобытность и индивидуальность и
поступает по принципу «как все»: мы веселимся, когда другие люди веселятся,
возмущаемся, когда другие возмущаются, ходим в кино, когда другие идут туда и
т.д. И если бытие это присутствие, а присутствие это личность, то в мире
повседневности все оригинальное сглаживается, всякая тайна теряет свою силу и
остается лишь «серединность», «публичность».
«Каждый оказывается другой, и никто
не он сам», - пишет философ.
Если теперь
перейти к рассмотрению «внутреннего пространства» присутствия, то в нем можно
выделить некоторые экзистенциально значимые
элементы:
расположение
присутствия (настроение). Наибольшее значение
имеет такое переживание как страх или ужас,понимание (процесс мышления
как «размыкания» окружающего мира),речь.
Последнему
Хайдеггер придает особое значение. Язык для него — это способ бытия: «Человек
кажет себя как сущее, которое говорит».
Маркс
И здесь неоценимую
помощь Марксу оказал гегелевский метод (или система), который он приспособил
именно к целям практического
преобразования общественных порядков. Приняв в качестве аксиомы, что общество представляет собой
развивающийся объект (идею прогресса
он не только принял, но и довел до логического конца), Маркс нуждался в
теории, адекватно раскрывающей содержание процесса развития. Поэтому
главную роль у него в отличие от Гегеля
стал играть не спекулятивный метод, а диалектика, не положительно-разумная, а отрицательно-разумная сторона
мышления. Именно с помощью диалектики он решал фундаментальные вопросы теории развития: почему развивается общество, как происходит развитие, куда оно
направлено.
Ответ на первый вопрос дает гегелевское учение о противоречии как
источнике движения и развития. У Гегеля принцип тождества бытия и мышления при
определяющей роли мышления дает возможность
распространить противоречие (слово противоречие в буквальном смысле слова означает
столкновение двух противоположных суждений)
на весь мир в целом (если мир есть прикладная логика, то в этой операции
действительно нет ничего странного). Маркс же, как материалист
истолковывает противоречие как борьбу
противоположных сил. Применение этого принципа к истории позволяет представить ее как непрерывную борьбу социальных
групп с противоположными экономическими интересами. Первая глава «Коммунистического манифеста» (а его Ленин называл первым зрелым произведением марксизма)
начинается с фразы: «История всех до
сих пор существовавших обществ была историей
борьбы классов».
Ответ на второй
вопрос, вопрос о механизме развития, Маркс нашел в гегелевском положении о
переходе категорий количества и качества
друг в друга. Опять-таки как материалист Маркс видоизменяет идею Гегеля
в том смысле, что у него диалектика этих категорий
превращается в закон перехода количественных изменений в качественные
(в данном случае слово «закон» принадлежит
самому Марксу). В «Капитале» он задается вопросом, каким образом
определенная сумма денег превращается в капитал и решает ее так: постепенно
возрастая, эта сумма достигает такого размера,
который позволяет ее владельцу освободиться от непосредственного участия в
производственном процессе, тогда-то и совершается переход количества в качество
и деньги становятся капиталом.
Наконец, ответ на третий вопрос дает фихтеанско-гегелевская
триада, которая получает название отрицания отрицания. В «Капитале» Маркс рассматривает историю развития европейской
экономики и изображает ее следующим образом: сначала имеется большое количество
мелких собственников-производителей,
владеющих средствами производства. С возникновением крупного промышленного
производства они не выдерживают с ним конкуренции и разоряются.
Происходит их экспроприация, что можно рассматривать в теоретическом плане как
первое отрицание. Однако процесс неумолимо
идет дальше. «Централизация средств
производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они
становятся несовместимыми с их капиталистической
оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют.
... Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а
индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на
основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами
производства».
Поднимается в
учении Маркса вопрос и о человеке. Основополагающее значение в марксизме имеет
определение сущности человека как совокупности всех общественных отношений.
Маркс выдвигает это положение в противовес Фейербаху, который рассматривал
природу человека как постоянную, проходящую неизменной через всю историю.
Маркс же, жестко связывая сущность человека с общественными отношениями,
понимает ее как относительное образование, меняющееся вместе с каждой новой
ступенью в развитии общества. Саму по себе мысль о том, что с изменением
общественной жизни в известной мере меняется и человек, подтверждает даже
поверхностное наблюдение. Но у Маркса речь идет не больше не меньше, как о сущности человека, а это неминуемо
ведет к выводу о том, что человек есть простая функция общества. Так было
заложено основание для умаления самоценности человека, сведения его к
«человеческому фактору», растворения индивидуальности в безликих «народных
массах», что впоследствии стало оправданием антигуманной практики массовых
репрессий, «наказаний» целых народов, принудительного коллективизма в виде
коммунальных квартир и рабочих общежитии и тому подобных черт тоталитарного
общества.
В
заключение отметим, что Маркс не строил философскую систему, у него не было
онтологии, нет и сколько-нибудь развернутой гносеологии. Да и те положения,
которые мы излагали, сделаны им в разное время, в разных работах. Одна из
причин этого, безусловно, заключается в том, что основные свои силы он посвятил
труду, которое считал главным делом своей жизни — «Капиталу».
37.Энгельс
В теории познания
вклад Энгельса значительно меньше. Он обосновывал тезис о познаваемости мира и
критиковал агностицизм Канта, разрабатывал
учение о суверенности человеческого разума
(способность знаний развиваться в процессе смены поколений
людей так, что ограниченность индивидуального разума снимается в безграничном коллективном разуме ученых), а также учение об относительной и абсолютной истинах.
Энгельс называет абсолютной истиной, с одной стороны, бесконечную сумму относительных
истин, а с другой стороны, неизменную, «вечную» истину, не замечая, по-видимому, что такой двойственный подход создает трудности для теории познания. В самом
деле, если считать, абсолютной
истиной такие констатации, как то, что Наполеон умер 10 мая 1821 года
(пример Энгельса), то непонятно, как такое бедное содержанием утверждение может
рассматриваться как бесконечная сумма
относительных.
Рассел
Всякое опытное
знание вероятно и приблизительно. Даже такие слова, как «сантиметр» или
«секунда» вне математики и логи^ ки не имеют абсолютно точного значения. Но,
продолжает Рассел, поскольку во всех науках, кроме логики и математики, нет
строгой необходимости, то вполне правомерно во всех остальных сферах науки
говорить не о знании, а о вере. (Хотелось бы специально оговориться, что речь
идет не о религиозной вере, а о вере как особой характеристике вероятного, не
необходимого знания. Иногда английское слово belief, которое использует Рассел,
переводят на русский язык словом «мнение». Эта оговорка тем более уместна, что
сам Рассел был атеистом, его книга «Почему я не христианин?» была переведена на
русский язык и издана при советской власти.)
Рассел характеризует веру
двумя чертами: во-первых, неопределенностью ее приложений к реальности. В
качестве типичного примера он приводит восклицание человека, взглянувшего на
небо: «Посмотрите на тучи. Будет дождь!» Понятно, что речь в данном случае
может идти лишь о вероятности наступления этого события. Во-вторых, знание-вера
(мнение) всегда относится к каким-то внешним по отношению к человеку событиям
(«Смотрите, идет автомобиль!»). Ведь внутренние состояния своего сознания
человек знает вполне определенно. Вера, с точки зрения Рассела может иметь
доинтеллектуальный характер: предположим, например, что мы идем в темноте, на
ощупь в хорошо знакомой нам комнате: наше тело «верит» в то, что там-то и
там-то имеются проходы между мебелью, мы минуем препятствия и доходим до
нужного места (если, конечно, кто-то не переставил в наше отсутствие
какой-либо предмет мебели).
Когда Рассел
начинает перечислять виды веры-мнения, то оказывается, что к ней относится
почти вся наша психическая деятельность. Он относит к вере все содержание
ощущений, воспоминания, ожидание, свидетельства других людей и. конечно,
результаты субстанционального вывода. Более того, вера может распространяться и
на математическое знание. Это происходит в том случае, когда вы не знаете
доказательства. Например, существует теорема о том, что сумма углов
многоугольника равна такому числу прямых углов которое равно двойному числу
его сторон минус четыре прямых угла. Для того чтобы эта теорема приобрела
статус не веры, а знания, нужно уметь ее доказать. Ни интуиция, ни применение
теоремы к треугольнику (что даст знакомый со школы и, конечно, правильный
результат) в данном случае не поможет.
Рассел пишет:
«Вера... является широким родовым термином, а состояние веры не отличается
резко от близких к нему состояний, которые обычно не считаются верой».
Рассел формулирует
правило: всякое знание есть вера, но не всякая вера есть знание и иллюстрирует его
следующим примером, предположим, что человек купил лотерейный билет в надежде
на выигрыш. Даже если он действительно выиграл, его надежды в момент покупки
билета нельзя назвать знанием.
Поскольку Рассел
сделал веру-мнение родовым понятием для знания, проблема истины встает перед
ним в форме проблемы различия между истинной и ложной верой. Истинная вера,
утверждает Рассел, та, для которой имеется факт, к которому она имеет
определенное отношение. Для ложной веры такого факта нет.
Но
теперь встает вопрос о том, что же такое факт. Факт, считает Рассел, может
быть определен только наглядно. Солнце — факт. Зубная боль тоже. «Факт, пишет
он, есть то, что делает утверждения истинными или ложными». По-видимому, такое
функциональное определение факта Расселу как логику кажется недостаточным,
ибо он тут же прибавляет то, что можно назвать аргументом от существования:
«Факт — нечто имеющееся налицо».
Витгенштейн
Для понимания сути философской позиции Витгенштейна, необходимо учесть,
что наиболее общим понятием, при помощи которого
автор характеризует мир, является понятие действительности. Она
(действительность) имеет три составляющих: мир («все то, что имеет место», или в другом переводе «все, что происходит»),
мышление человека, суть которого в том, что оно представляет собой картину мира, «модель действительности» и язык
(система знаков) как то общее, что объединяет оба предшествующих
«слоя». Каким образом язык «объединен» с действительностью? Дело в том, что
действительность становится «миром» лишь в
той мере, в какой мы ее знаем (то, о чем мы не знаем, для нас и не существует). Но что значит «знать»?
Знаем мы лишь то, что мы обо-зна-чаем. Лишь, будучи
обозначенным, т.е. включенным в
языковую систему, любой предмет, любая вещь становится фактом, т.е.
приобретает действительный статус бытия, «единицы»
мира. Витгенштейн специально оговаривается: «Мир есть совокупность
фактов, а не вещей». А с другой стороны, каким
образом язык «объединен» с мышлением? Язык, пишет он «совокупность
предложений», а «мысль — осмысленное предложение».
Итак, язык «сопричастен» и миру, и мысли.
Однако «онтология»
Витгенштейна на самом деле имеет еще более
сложный вид. Дело в том. что у него есть ответ и на вопрос о том, в чем состоит глубинная связь мира и
мышления, что является сущностью этой связи, или, говоря языком классической
философии, что является субстанцией действительности. Таковой, с его точки зрения является логика. Законы логики —
это и законы мышления (картины мира)
и законы самого мира. Поясняя свою мысль, Витгенштейн проводит такую
аналогию. Нотное письмо не является
изображением музыки, так же как буквы, написанные на бумаге, трудно назвать похожими на нашу
звуковую речь, а в граммофонной пластинке нет сходства с музыкальным
произведением, записанным на ней, и все-таки они имеют между собой нечто
общее, что и позволяет их связать. Что же составляет эту общность? Витгенштейн
пишет: «Граммофонная пластинка, музыкальная тема, нотная запись, звуковые
волны — все они находятся между собой в
таком же внутреннем отношении отображения, какое существует между
языком и миром. Все они имеют общий
логический строй».
Сходство столь
разных явлений, таким образом, заключается не в подобии внешних форм, которое
может уловить глаз, а в существовании
однозначных правил, при помощи которых можно перевести язык нот в язык
граммофонной записи, а звуки музыкальных инструментов в нотное письмо.
Витгенштейн говорит даже о существовании «закона проекции», благодаря которому одни явления могут переводиться в другие, не
имеющие с ними ни малейшего видимого сходства. Сложный характер
отношения между миром и его картиной Витгенштейн поясняет следующим образом.
Картина связывается с действительностью так же, как мерило связывается с измеряемым предметом: к измеряемому предмету прикасаются лишь конечные метки
измерительной шкалы. Картина, таким образом, не простое отражение, она,
как говори! Витгенштейн, «сопричастна» изображаемому. Эта сопричастность
состоит в соотнесении элементов картины и элементов вещей.
Предмет, переведенный в языке
в знаковую форму, т.е. став фактом,
подпадает под действие логических правил, и тогда с ним происходят удивительные превращения; он
приобретает особые черты, становится объектом. Объект не некая самостоятельная сущность, а элемент системы, подчиняющийся ее
правилам. Объект прост (как единица, «атом» системы), он устойчив («Устойчивое,
сохраняющееся и объект суть одно и то же»), включает в себя возможность
всех ситуаций, в которые он может попасть (т.е. число таких возможностей
конечно). Наконец, объекты, по утверждению
Витгенштейна, бесцветны. Но самое главное в объектах это то, что они образуют субстанцию мира:
«Субстанция есть то, что существует независимо от того, что имеет место».
Однако субстанция Витгенштейна сильно
отличается от принятого в классической
философии соответствующего понятия. Поскольку речь идет не о материальной или духовной субстанции,
определяющей суть явлений, а об особой логической субстанции, обусловливающей
устойчивость и однозначность фактов, эта субстанция определяет, по словам Витгенштейна, только форму, а не материальные (т.е. содержательные) свойства.
Витгенштейн
различает в мире атомарные (простые) и молекулярные
(сложные) факты.
Итак, мир
Витгенштейна — это весьма специфический мир. Он тождественен с языком. Философ
пишет: «Границы моего языка означают
границы моего мира», затем повторяет: «То, что мир является моим миром, обнаруживается в том, что
границы особого
языка (того языка, который мне
только и понятен) означают границы моего мира». А в расшифровке шестого
тезиса содержится такой афоризм:
«Мир счастливого отличен от мира несчастного».Поскольку субстанцию мира Витгенштейна составляет
логика, постольку этот мир весьма специ<фичен. Он
конечен: «Объекты заключают в себе возможность всех ситуаций». В нем царствует необходимость, в нем нет случайностей: «Если даны
все объекты, то тем самым даны и все возможные
события». Или еще более ярко: «В логике
нет ничего случайного: если предмет может
появляться в некоем со-бытии, то возможность этого события уже заложена в нем». Этот мир, пожалуЦ еще
рациональнее, чем мир Гегеля. Витгенштейн провозглашает; «Что мыслимо,
то и возможно». Верно и обратное
утверждение: то, что нельзя мыслить, не
может и существовать, ибо оно нелогично. Философ утверждает: «Нелогичное
немыслимо, ибо в противном случае нужно было бы мыслить нелогично». Но если невозможно мыслить
нелогичное, то невозможно и сказать.
как выглядел бы «нелогичный мир» (т.е. нелогичное нельзя
выразить в языке). С точки зрения Витгенштейна,
требование представить себе нелогичный мир было бы таким же абсурдом,
как и Требование представить себе круглый
квадрат в виде наглядного образа.
38.Энгельс
В теории познания
вклад Энгельса значительно меньше. Он обосновывал тезис о познаваемости мира и
критиковал агностицизм Канта, разрабатывал
учение о суверенности человеческого разума
(способность знаний развиваться в процессе смены поколений
людей так, что ограниченность индивидуального разума снимается в безграничном коллективном разуме ученых), а также учение об относительной и абсолютной истинах.
Энгельс называет абсолютной истиной, с одной стороны, бесконечную сумму относительных
истин, а с другой стороны, неизменную, «вечную» истину, не замечая, по-видимому, что такой двойственный подход создает трудности для теории познания. В самом
деле, если считать, абсолютной
истиной такие констатации, как то, что Наполеон умер 10 мая 1821 года
(пример Энгельса), то непонятно, как такое бедное содержанием утверждение может
рассматриваться как бесконечная сумма
относительных.
Ленин
Именно
Ленин к тому, что было написано Энгельсом об истине, добавил понятие объективной истины, что позволило избежать той двусмысленности в концепции абсолютной
истины, которую не заметил Энгельс
Витгенштейн
Отождествляя
картину мира и язык, Витгенштейн ссылается на
науку: язык Ньютона дает одну Механику, язык Эйнштейна — другую. Это
отождествление философ закрепляет в следующем афоризме:
«То. чего мы не можем Мыслить, мы не можем и сказать». А доказательство этого
афорц3ма выглядит так: «Ведь для проведения границы мышления
мы должны были бы обладать способностью мысли по обе стороны Этой
границы (т.е. иметь возможность мыслить
немыслимое). Такая граница, поэтому, может быть проведена только в языке, а то, что лежит
за ней, оказывается просто
бессмыслицей».
Все эти сложные
конструкции Нужны Витгенштейну для решения, пожалуй, центральной проблемы его
«Трактата» — проблемы истинности. Истинность он определяет так: «Предложение
истинно, если то,
что в нем утверждается, имеет место». В качестве примера он ссылается на науку, понимаемую как естествознание,
как «точная наука», как science. Он формулирует афоризм: «Совокупность всех истинных предложений есть все
естествознание». Все
предложения нашего языка он разделяет на два класса:
1 .осмысленные
(т.е. те, которые могут быть или истинными или
ложными),
2.бессмысленные
(т.е. те, о которых нельзя сказать, ни что они истинны, ни что они ложны).
(Следует обратить внимание на специфическое употребление Витгенштейном слов
«осмысленное» и «бессмысленное»).
Их функции резко
различаются: осмысленные предложения выражают то, что может быть сказано, они
составляют содержание всех естественных
наук. Бессмысленные предложения выражают
то, что не может быть сказано, но может быть показано. Для того чтобы понять
это разделение, нужно вспомнить упомянутое в предыдущей главе различие между
словами, обозначающими предметы и синтаксическими словами. Если слова,
обозначающие вещи, говорят о
какой-то ситуации в мире, то синтаксические слова («не», «чем», «но» и др.) не
говорят, а показывают (или указывают на) какие-то связи вещей и отношения, а
также указывают на те операции,
которые могут быть произведены над словами, имеющими предметное содержание. Причем существуют целые системы
таких знаков, образующих различные языки, которые имеют целью не говорить, а
показывать. Осмысленные предложения и составляют содержание всех естественных
наук. Бессмысленные же предложения
составляют содержание, с одной стороны, логики и математики, а с другой,
философии (сюда же относятся этика и
эстетика).
Поппер
Как известно, центральной проблемой теории познания является проблема
истины. Поппер подытоживает развитие взглядов на истину в истории философии,
утверждая, что существует четыре концепции истины: три из них субъективны
(теория когерентности, очевидности и
инструментальное™) и одна объективна — теория соответствия. Поппер
объявляет себя сторонником объек-тивной
концепции и излагает ее суть следующим образом: истинной является та теория, которая объясняет факты и является описанием мира. Преимущество объективной теории
истины, по мнению Поппера, состоит в том, что только в этой теории возможно утверждение, которому он придает весьма
большое значение: теория может быть истинной, даже если в нее не верит никто, и ложной, даже если в нее верят все. Однако,
оговаривается Поппер. следует иметь
в виду, что, как показала история философии, теория соответствия связана с ошибочной идеей о существовании сущности, которая будто бы «прячется» за явлениями
(это и есть «эссенциализм», о котором
шла речь выше). Эта идея наталкивает на ложную, по его мнению, мысль о
том, что возможно достижение окончательной (абсолютной) истины. Ведь признание
существования сущности неминуемо влечет за собой признание возможности конца
процесса познания, каковым и является абсолютная истина. Отсюда понятно, что
теория соответствия должна сочетаться с отрицанием понятия «сущность» и
признанием гипотетического характера всех истин. Поппер пишет: «С развиваемой
нами точки зрения, все законы и теории остаются принципиально временными,
предположительными или гипотетическими, даже в том случае, когда мы чувствуем
себя неспособными сомневаться в них». Кроме того, у теории соответствия есть
свои трудности: во-первых, если признать, что истина это соответствие наших
знаний о мире самому этому миру, то не понятно, как можно называть истинными
утверждения о будущем. Ведь когда высказывается какое-то суждение о будущем,
оно (будущее) еще не наступило, о каком же соответствии вообще может идти речь?
Во-вторых, эта теория не справляется с «парадоксом лжеца», о котором мы
говорили при рассмотрении взглядов Рассела (когда лжец говорит: «я лгу», то
если он лжет, то он говорит правду, если же он говорит правду, то он лжет). С точки
зрения Поп-пера, нужно оставить надежды на то, что мы можем получить истину и
признать, что любое высказывание может быть только более или менее истинным.
Кстати, это не противоречит и обыденному употреблению слова «истина» (ведь
говорят же: «В ваших словах есть доля истины»). Такой подход представляется
Попперу весьма плодотворным, ибо открывает возможность ввести меру истинности.
В силу этих соображений Поппер предлагает теорию истины называть теорией
правдоподобия. Истина не открывается сама по себе, как полагали Декарт, Бэкон и
Спиноза, истину нужно завоевывать. Поппер сравнивает путь к истине с
восхождением на гору. Такое сравнение предполагает, с одной стороны, понимание
трудности задачи, осознание того факта, что мы знаем мало, а с другой стороны,
оно противодействует возможному отчаянию, поскольку основано на предположении,
что мы все же в состоянии справиться со стоящей перед нами задачей. Таким
образом, приводит аргумент в поддержку своей концепции Поппер, став на позицию
теории правдоподобия, мы избежим и чувства безнадежности, и не впадем в
самодовольство. Механизм постижения истины состоит не в сравнении результатов
мышления с данными органов чувств, а в сравнении одних сомнительных
результатов с другими результатами, тоже сомнительными, но принимаемыми в данном случае за достоверные. На место теории
достоверности истины, должна прийти теория правдоподобия. Поппер формулирует
афоризм: «Ничто не является несомненным, и
все мы подвержены ошибкам».
Ясперс
Описанный
здесь способ познания человеком самого себя Яс-перс называет особым термином —
«философской верой». Это не знание типа научного, а именно вера, ибо в ней
происходит слияние рационального и иррационального, отсутствуют признаки
научного знания. Но это не традиционная религиозная вера, чреватая, как
показывает исторический опыт, фанатизмом, догматизмом, нетерпимостью и
односторонностью. Это философская вера, вера, открытая аргументам разума,
сочетающаяся с пониманием права других людей на свое мнение, вера совместимая с
широким и свободным мышлением.
Так же, как и
наука, философская вера стремится к истине. Однако она понимает, что существует
два вида истин, различаю-/ щихся своими характеристиками, в соответствии с
двумя облас-i тями духовной жизни человека: научная истина (общезначимая,
в доказуемая, вневременная, условная) и мировоззренческая истина (индивидуальная, недоказуемая, связанная со временем, безус- i ловная).
Символом
роли, значения и сущности научной истины является поведение Г.Галилея в его
столкновении с Римской католической церковью. Он был прав, когда уступил
инквизиции и сказал не то, что думал. Дело в том, что такая истина все равно ;
пробьет себе дорогу, не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. А вот значение, роль и сущность
мировоззренческой истины показал на собственном примере Д.Бруно:
правильность такой истины человек доказывает ценой собственной жизни. При этом
следует помнить, что нельзя абсолютизировать ни ту, ни другую истину. Подмена мировоззренческой истины истиной
научной ведет к сциентизму, а, следовательно, к невозможности понимания
человека как духовного существа. Подмена же научной истины мировоззренческой приводит к массовой истерии.
Ясперс считает, что наиболее ярко это явление выразилось в германском
национал-социализме.
Философская вера
имеет целью получение ответа на четыре основных
вопроса:
39. Джеймс
Свою гносеологию
Джеймс строит также исходя из указанных
выше принципов.
Он по существу отрицает содержание общих понятий. Что такое здоровье,
спрашивает Джеймс, как не совокупность всех здоровых органов? Богатство это
совокупность богатых людей, субстанция —
совокупность свойств, истина — истинных высказываний. Никаких самостоятельных сущностей за общими понятиями не стоит.
Философ различает
три фазы мышления: здравый смысл, научное
мышление и критическая философия. Поскольку мир одновременно можно
рассматривать и как единый и как многообразный, и постоянный и изменчивый, и материальный
и идеальный, объективной истины нет и быть не может. Абсолютной истины не
существует, истина относительна. Она может
устареть, может превратиться в заблуждение. Что же касается понимания
истины как соответствия, то оно имеет смысл, когда мы говорим о соответствии
новых истин старым, одной части опыта
другой.
Как и любое орудие практической деятельности, истина может быть признана
неудобной для практики и заменена другой Истина
— это процесс вождения или направления (leading). В качестве примеров
относительных истин, теряющих свое значение и превращающихся в заблуждение, он приводит геоцентризм Птолемея, аристотелевскую механику, средневековую
схоластику. Роль истин можно
сравнить с ролью банкнот: их принимают лишь тогда, когда ее владелец
пользуется кредитом доверия. Джеймс формулирует
афоризм: «истина всегда окупается». Утверждая зависимость истины от удобства
того, кто ею владеет, Джеймс приводит такой пример: число 27 можно представить
как 3 возведенное в куб, как сумму 26+1, как разность 100 — 73 и все
эти выражения одинаковы истинны.
Витгенштейн
. Осмысленные
предложения и составляют содержание всех естественных наук. Бессмысленные же предложения составляют
содержание, с одной стороны, логики и математики, а с другой, философии
(сюда же относятся этика и эстетика).
При этом важно
помнить, что предложения логики и математики, разделяя с предложениями
философии признак бессмысленности, в то же время резко отличаются от них.
Предложения логики и математики представляют собой или тавтологии, и в
таком случае они являются истинными для всех возможностей,
или противоречия, и тогда они являются ложными
для всех возможностей. Например, логический закон
тождества имеет, как мы знаем, вид: А = А и, следовательно, это выражение
всегда истинно. Математика, в свою очередь, утверждает: 2 + 2 = 4. Эта формула
также выражает тавтологию; ее левая и правая относительно знака равенства
стороны тождественны, а сама формула всегда истинна. Но если истинность всегда
присутствует в логике и математике, то вопрос об истинности просто снимается и,
следовательно, предложения логики и математики бессмысленны. Тавтология,
говорит Витгенштейн, не имеет смысла. Однако если знаки логического исчисления
и математических уравнений понимать не как образы действительности, а как
символы, которые указывают на необходимость таких-то и таких-то операций, то
их нельзя назвать бессмысленными, более того, они играют очень важную роль в
познании. Дело в том, что поскольку, как мы видели, согласно Витгенштейну, вся
необходимость исчерпывается логикой, то все выводы в нашем мышлении происходят
a priori. Отсюда же понятно, что логика не нуждается в опыте, ибо ее
предложения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты им. Логика не теория
мира, а его образ, его подобие, говоря языком классической философии, она
трансцендентальна. Правда, из этих же рассуждений вытекает и обратная, так
сказать, стороны медали: логика не имеет, согласно Витгенштейну, никакого отношения
к вопросу о том, таков ли наш мир в действительности, как мы его мыслим
согласно законам логики, или нет. Логические предложения это строительные леса,
которые, говорит философ, нужно отбросить, когда постройка закончена. Что же
касается математики, то она — частный случай логики, логический метод. Мы
употребляем математические предложения только для того, чтобы из предложений,
не принадлежащих математике, вывести другие предложения, также не принадлежащие
математике. Законы физики появляются благодаря использованию математических
формул. В самой же жизни нет таких математических предложений, в которых бы мы
нуждались, чтобы что-то сказать о мире. И Витгенштейн делает вывод, который
сейчас можно часто услышать, (правда, почему-то без ссылки на его автора):
математика не наука, а особый вид языка.
Поппер
По-своему Поппер
решает и проблему критерия истины. В истории философии, говорит он, выдвигались
разные критерии истины. Сторонники теории
когерентности искали его в непротиворечивости
доказательства, сторонники теории очевидности указывали на
интеллектуальную интуицию, представители прагматизма находили его в практической пользе, достигаемой с помощью
истины. Все эти критерии, по мнению Поппера, обладают недостатками. Строго
говоря, замечает он, критерий истинности существует только в логике и
математике, и он применим только к тавтологиям. Что же касается всех других
суждений, то приходится признать, что мы не знаем, обладаем ли мы истиной, но
зато вряд ли кто усомнится в том, что мы знаем, когда у нас нет истины. Но в
таком случае ясно, что если критерий истинности и существует, то его следует
искать в развитии научного знания, и он непосредственно связан с нахождением и
исправлением ошибок.
Все
вышеприведенные соображения нужны Попперу для того, чтобы обосновать концепцию
фальсификации истины, которая по
общему признанию является его главным вкладом в гносеологию.
Как мы видели при
рассмотрении теорий Рассела и Витгенштейна, одна из центральных проблем теории
истины это проблема процедуры ее проверки, проблема верификации. Поппер
считает, что верифицировать истину нельзя (хотя бы потому, что суждения делятся
не на истинные и ложные, а на более истинные или
менее истинные, т.е. являются более или менее правдоподобными). Поэтому,
делает он решающий шаг в своем рассуждении стремиться нужно не к
верификации, а к опровержению (фальсификации) наших утверждений. Всякое
опровержение наших знаний означает шаг
вперед, ибо, твердо установив, в чем мы ошибаемся, мы хотя бы на
немного ограничиваем безбрежное море своих
заблуждений и, начинаем искать причину ошибки, приближаясь тем самым к
более правдоподобным (и более надежным) знаниям.
41. Рассел
Таким образом,
получается, что предметом философии является научное знание. Обращение к нему
позволяет разделить все науки на два
класса:
логика и математика.
Их основой является логический вывод. Достоверный результат в них обладает
строгой необходимостью и всеобщностью,
все остальные
науки. Они основаны на принципе причинности. Достоверный результат в этой сфере
научного знания всегда только вероятен. Рассел любил иллюстрировать это
положение многочисленными примерами. Вот два из них. Вы подходите к человеку и
говорите ему: «Дурак!». В высшей степени вероятно, что он ответит вам тем же.
Однако может так случиться, что вы встретитесь со святым. Вы чиркаете спичкой
по коробку. Весьма вероятно, что спичка загорится. Однако спичка может
оказаться отсыревшей, может сломаться и т.п.
В позитивных науках возможны
два вида вывода:
математический.
Например, зная формулу закона тяготения, вы подставляете в нее полученные
опытным путем эмпирические данные и вычисляете движение планет.
субстанциональный (нематематический). Подобный вывод получается, когда
на основе полученных опытным путем данных выводится некая регулярность. Так,
например, из наблюдений за движением планет Кеплер вывел законы этого движения.
Особенность
субстанционального вывода, согласно Расселу, заключается в том, что поскольку
из предложений типа «А имеет место» невозможно при помощи дедукции вывести
предложение, утверждающее факт наличия какого-либо события, то он (вывод)
возможен лишь в том случае, если в рассуждение вводится какой-либо недедуктивный (т.е. не имеющий логическую
природу) принцип (например, принцип причинности, принцип индукции
ит.п.).
Большая часть
наших знаний получается именно при помощи субстанционального вывода, ибо именно
им пользуется знание донаучное, так называемый «здравый смысл». Более того, по
мнению Рассела, на нем основано поведение высших животных. Основываясь именно
на субстанциональном выводе, собака по запаху преследует лису. Конечно, пишет
Рассел, собака не рассуждает в данном случае так, как это сделал бы человек, но
действует она так. как если бы рассуждала.
Поппер
Насколько важна для концепции Поппера
идея фальсифика-ционизма, показывает то обстоятельство, что именно с ее помощью он решает проблему демаркации научного и ненаучного
знания. Он утверждает, что только научные
знания могут быть фальсифицированы, так как они всегда
подразумевают некие условия своей правдоподобности и при изменении этих
условий ее теряют. Скажем, мы утверждаем, что вода закипает при 100 градусах Цельсия. Однако это утверждение легко
фальсифицировать, изменив, например, величину
атмосферного давления. Способность подвергнуться фальсификации и есть
признак того, что данное суждение относится
к компетенции науки. Теперь возьмем философское
утверждение, скажем, «первоначалом является абсолютный дух» или
богословское, скажем, «душа бессмертна». Опровергнуть
их «изменением условий» невозможно, они нефальсифицируемы. Вот почему, как показывает опыт, сторонники объективного идеализма или верующие всегда найдут
какие-либо доводы в обоснование своей позиции и будут считать себя правыми.
Это и свидетельствует о том, что в данном случае мы не имеем дела с научным знанием.
Поппер последовательно проводит свою точку зрения. Он критикует верификационизм или, как предпочитает
говорить он сам. «джастификационизм» (англ, justification — оправдание)
и утверждает, что погоня за все новыми и новыми «подтверждениями» самое
бесплодное занятие в науке. Кстати, по его мнению, именно предельная
объяснительная сила» марксизма и психоанализа, их «неопровержимость» и
способность выдержать любые верификации
являются признаками их не научности (относительно учения о структуре личности принятого в психоанализе — id-ego-superego,
он, например, с насмешкой заявляет, что оно не отнимается от фантазий Гомера об иерархии богов на Олимпе).
Одно опровержение ценнее для развития научного знания, чем
десятки и сотни подтверждений. Только опровержение является подлинным
двигателем развития научного знания. Неудивительно, что его концепцию в
литературе часто называют «фалли-билизмом» (англ, fallibility — ошибочность). И это название действительно отражает
суть дела, так как Поппер настолько большое значение придавал устранению
ошибок, что даже утверждал, что «тайна научного метода состоит всего лишь в
готовности учиться на ошибках».
Поппер принимает разделение Расселом и Витгенштейном всех
наук на две области (с одной стороны, логика и математика, а с другой
естествознание). Он считает, что логическое доказательство существует только в
«чистой математике и логике», но зато они не дают никакой информации о мире и
лишь разрабатывают средства его описания. Что же касается остальных наук, то в
них пег логических доказательств, а
есть лишь аргументация. Зато естественные
науки дают описание мира и в этом смысле являются принципиально эмпиричными,
т.е. опираются на опыт, ибо только опыт позволяет судить об истинности или
ложности высказываний о фактах. В
силу этих обстоятельств в его концепции нет деления научною знания на
эмпирический и теоретический уровни (как это принято, например, в советской
философской литературе). В естествознании все теории эмпиричны, т.е. любой
теоретик в той или иной мере опирается на опыт (эксперимент и наблюдение). Работа же экспериментатора всегда
имеет теоретический характер, любому эксперименту предшествует теоретическая
работа, так что можно даже сказать, что теория господствует над экспериментом.
Практическое значение, по мнению Поппера. имеет лишь разделение естественных
наук на теоретические или обобщающие науки, которые занимаются проверкой
универсальных гипотез, и прикладные обобщающие науки, которые интересуются
предсказанием конкретных событий. Свои взгляды на соотношение фактов и теории
Поппер разъясняет следующим сравнением: «Наука не покоится на твердом
фундаменте фактов.
Жесткая структура ее теорий
поднимается, так сказать, над болотом. Она
подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото,
но не достигают никакого естественного или «данного»
основания. ... Мы перестаем забивать сваи не потому, что достигли
твердой почвы, а потому, что убеждаемся, что, по крайней мере, некоторое время сваи выдержат тяжесть конструкции».
Поппер не принимает и выделения
чувственной и рациональной сторон в процессе научного познания. Он утверждает,
что началом научного познания всегда является
постановка проблем, а их разрешение
приводит, как видно из вышеприведенной схемы, к возникновению новых
проблем. Таким образом, путь познания нельзя
описать неким скачком от наблюдения к созданию теории (это является существенным пунктом его расхождения
с позитивизмом). Наблюдение, не
совпадающее с предсказанием существующей
теории, ведет к постановке проблемы. Постановка проблемы приводит к изменению теории, ее опровержению
и построению новой теории или видоизменению старой. Затем следует опытная проверка теории, в результате чего
возникают новые проблемы.