Ф.М. Достоевский в своих произведениях ставил следующие вопросы:
I Проблема человека, которая состоит в противоречивости:
1. Типизация (одинаковые действия), но разныеличности
2. Нужда в обществе с одной стороны, но в то же время и нужда в одиночестве
3. Существование подпольного сознания.
II Проблема добра и зла
1. Возможность
бескорыстия
(У Фрейдав основе всего – личная заинтересованность, эгоизм, зло)
2. Среда
и человек
Человек – не фортепианная клавиша (против Дидро). Человек – не функция среды
III Проблема страдания
Паскаль: нехорошо быть слишком счастливым
Страдание необходимо, оно облагораживает
IV Социализм (Бесы)
Не социалист
Цена социального счастья – детская слезинка
(Легенда о Великом Инквизиторе)
V О России и Западе
Достоевский был славянофилом. Он считал, что «запад – страна чудес» но видел много недостатков
В
основе мира лежат всеединство и софия.
Всеединство
– гармония, идеал, к которому все стремится.
Бог
– единство в состоянии формирования.
«все
едины будем»
Существуют
три абсолютных блага:
-
благо
-
истина
-
красота
Благо
выражается через истину в красоте
Красота
спасет мир
Красота
без добра и истины пуста
София
– символ единства мира, мудрость, мастерство, объединяющее начало.
В
виде женщины – красота, женственность, изменчивость.
Аналог
«души мира» у платоников
Воплощением
софии является христианская церковь, которая объединяет бога и человека.
Вещи,
определяющие поведение человека:
-
воля
-
мышление
-
чувства
Сущее
(бог) имеет 3 составляющих:
-
дух
-
разум
-
душа
|
|
Воля |
|
Сущность (София) |
|
Понятие (мышление) |
Бытие |
|
|
Чувство |
|
Практика |
Познание |
Творчество |
Церковь |
Мистика |
Теология |
Государство |
Философия |
Искусство |
Земство |
Позитивные науки |
Деятельность
проэктировщиков |
Теократия
– государства сольются в одно с одним царем, одним патриархом и одним духовным
лидером
Теософия
– все науки, вся софия.
«Русская
идея» соловьева – русские проложат дорогу к будущему, так как им нечего терять
(нет культуры, экономики и проч.)