18
Позитивизм
Позитивистское
движение в философии оформляется к 30-40 г.г. XIX в. Примат науки в общественной жизни. Наука объявляется главным
(а нередко и единственным) средством решения всех общественных проблем,
причем под наукой понимаются только точные
науки, то, что англичане обозначают словом science. Соответственно существует
один-единственный научный
метод: эксперимент и измерение. Что же касается, процесса научного
исследования, то самой надежной и соответствующей сути науки дорогой к
установлению закона является индукция. Индуктивизм
(т.е. утверждение о том, что процесс научного мышления состоит в
обобщении фактов, а его целью является
извлечение из достоверных фактов закона) — характерная черта
позитивизма. Очевидно, что науки об общественных явлениях должны строиться по
образцу естественных наук и пользоваться указанным методом. Поскольку прогресс
науки бесконечен, бесконечным и постоянным
является также общественный прогресс, который состоит в постепенном приближении
к такому состоянию общества, которое будет характеризоваться благосостоянием
всех людей и всеобщей солидарностью. Прежняя
философия является бесплодной. Она оперировала абстрактными, неясными, совершенно неподдающимися эмпирической проверке
понятиями, такими как «субстанция», «первопричина», «дух», «материя» и т.п.
Философия может иметь право на существование только как вид обобщения, а именно
обобщения результатов эмпирической науки, достигающего наивысшей степени общности.
Следующей
характерной чертой позитивизма является феноменализм: надо раз и навсегда
отбросить понятие сущности, которая якобы
скрывается где-то (а собственно где?) за явлениями и обладает
самостоятельным (отдельным от явления) существованием. Задача науки состоит в описании, сравнении и обобщении фактов, феноменов. И если мы знаем, в чем состоит
эта связь, то для того, чтобы
практически с ними оперировать, больше ничего и не нужно. Наука должна задавать
не вопрос «почему», а вопрос «как»; для практического действия этого вполне
достаточно. Лозунг позитивистского движения звучал так: «Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы мочь!»
Основателем
позитивизма был французский философ Огюст Конт
(1798-1857).
Открыл
универсальный закон трех стадий, которому, по его мнению, подчиняется
эволюция и общества в целом, и индивида. Первую стадию он назвал теологической
или фиктивной. Человечество, находясь на ней, объясняет все феномены при
помощи сверхъестественных сил. Типичным образцом такого объяснения он
считает мифологию. Вторая стадия—метафизическая или абстрактная.
На этой стадии все феномены рассматриваются как продукты абстрактных
«сущностей», «идей», «сил». Именно для этого периода характерно объяснение
теплоты «теплородом», магнетизма «симпатией», в химии появляется понятие «химического сродства», а биологи ссылаются на
«жизненную силу». Третья стадия — позитивная или научная.
Наука об обществе должна стать «социальной физикой», т.е. опираясь
на факты социальной реальности, открыть связывающие их неизменные законы.
Чтобы отделить новую, подлинную науку об обществе от устарелых теологических и метафизических представлений о нем, Конт
предложил назвать ее придуманным им совершенно новым словом «социология».
Социология, по его мнению, должна состоять
из двух частей — социальной статики и социальной динамики. Первая
исследует вечные условия общественной жизни: семью, разделение труда, политику
и экономику. Своей целью она имеет поддержание устойчивости общества, порядок. Социальная динамика, напротив, изучает
изменение общества и приводит к открытию закона прогресса. Таким образом,
«прогресс и порядок» — вот лозунг, которым руководствуется социология.
Онтологии, то
здесь, по мнению Конта, необходимы изменения революционного характера, ведь
вся она была создана на теологической и метафизической стадиях. Учение об окружающем мире
объединенными усилиями создают все позитивные
науки. Философии такая задача просто не под силу. Она может, установив связи
между науками, дать их классификацию, что имеет большое значение для
прогресса позитивного знания. Она может и
должна выявлять наиболее общие выводы всех частных наук. Конт предложил следующую
классификацию позитивных наук:
астрономия (как механика небесных тел), физика, химия, биология, социология.
Каждая из позитивных наук не нуждается в какой-либо помощи со стороны
философии и способна сама делать обобщения наивысшей в рамках своего поля
деятельности степени. В этом смысле каждая наука сама себе философия Философия
имеет право на существование в качестве некоего методологического орудия.
Конт выступал и как
реформатор религии. Поклонение Богу
заменяется поклонением Человечеству. Под человечеством понимаются все умершие,
ныне живущие и даже еще не родившиеся люди. Все это множество людей
составляет единый организм. Роль храмов по
замыслу философа должны были играть научные институты.
Герберт Спенсер (1820-1903). Он не скрывал того факта, что толчок
для его философской деятельности дал Конт, но в целом ряде направлений
развитие его мысли
было самостоятельным.
Так же
как и для Конта для него источником развития общества
был разум. Религия и наука, по его мнению, составляют два полюса мышления, деятельности разума —
негативного и позитивного. Существование
каждой из этих противоположностей имеет свой смысл: существование
религии является свидетельством существования
Абсолюта, существование конечной Тайны бытия. Существование науки
свидетельствует о возможности относительного
знания мира. Поэтому религия и наука совместимы: если каждая из этих
противоположностей будет оставаться в рамках своей компетенции, вражда религии
и науки прекратится.
Философское
знание — это знание максимальной степени общности, это обобщение
обобщений, предел унификации познания. Естествознание, по его мнению,
базируется на следующих принципах: неуничтожимость материи, непрерывность
движения, силовое сопротивление.
Формулировка «принципа непрерывного перераспределения материи и движения».
В свою очередь, из этого принципа с неизбежностью следуют вывод: не существует
абсолютного покоя и абсолютного постоянства,
а существует лишь общее изменение (закон эволюции).
Критерии эволюции он характеризует следующим
образом:
-переход
от менее связанного состояния к более связанному,
-переход
от гомогенного состояния к гетерогенному,
-переход
от неопределенного состояния к более определенному.
Процесс эволюции состоит из огромного числа
небольших
последовательных изменений, он не знает резких скачков.
Э.Мах, Р.Авенариус.
Дальнейшая
эволюция позитивистского движения в философии была связана с так называемым
эмпириомонизмом или эмпириокритицизмом.
Основателями
«второго позитивизма», как было принято называть эту философию в советской
литературе, были Рихард Авенариус (1843-1896) и известный физик Эрнст Мах
(1838-1916). Авенариус предпринял попытку построить философию как строгую
науку (т.е. науку наподобие физики, science).
С
точки зрения Авенариуса, необходимо отказаться от таких двусмысленных и
расплывчатых понятий, как «мир», «сознание». Все, что нас окружает, составляет
наш опыт. Опыт включает в себя как наше Я, нашу субъективность, так и внешний
мир. Структуру опыта можно изобразить следующим образом: индивиды, элементы
окружающей среды и отношения между теми и другими. В опыте различие между
объективным и субъективным, материальным и идеальным чисто
функционально, сам опыт является относительно этого различия
нейтральным. Для иллюстрации этого положения он выдвинул теорию
«принципиальной координации»:
Я
не-Я
не-Я
не-Я
где: Я — центральный член,
не-Я — противочлен,
а знак
« —» отношение, или координация. Теперь мы можем сформулировать «теорему»:
«центральный член и сумма про-тивочленов находятся в принципиальной
координации». В переводе
на общедоступный язык
это означало: сознание («центральный член») и
среда («противочлены») находятся в неразрывном единстве, т. е. в опыте нет ни чисто
идеального, ни чисто материального, опыт
нейтрален, монистичен (отсюда и название — эмпириомонизм). Следовательно, те
философские учения, которые
употребляют понятия материального и идеального, которые противопоставляют
материю и сознание, объявляя одну из этих сущностей первичным,
определяющим, являются ошибочными. Соотношение материального и идеального —
лжепроблема.
Как и
Авенариус, Э.Мах заменяет
туманные, его мнению, слова «мир» или «бытие» на «опыт». Опыт состоит из
элементов, таких как «твердое», «красное» и т.п. Каждый элемент
имеет в своем составе два полюса —«физическое» и «психическое», которые
уравновешивают друг друга, так что в целом элемент по отношению к старой
философской противоположности — материальное
и идеальное, остается нейтральным.
Структуру
элемента опыта можно изобразить следующим образом:
Т
Я,
О —
где: О — огонь, Т— тепло,
Я —
воспринимающий действие огня (тепло) субъект, человеческое сознание.
Часть
элемента «огонь — тепло» есть «физическое», то, что философы обозначают словом
«материя», другая часть элемента «тепло — Я» есть «психическое», т.е. в
терминологии старой философии — дух, сознание. Однако все дело в том,
что в опыте ни физическое не существует без психического, ни психическое
без физического.
Опираясь на это, можно создать философскую теорию, не являющуюся ни
материализмом, ни идеализмом, а представляющую
собой нечто третье, нейтральное.
В
свете сказанного понятно, почему Мах определял материю как упорядоченную связь
ощущений. Наука, по мнению Маха, является процессом адаптации наших
идей к опыту, и инструментом этой адаптации являются гипотезы. С их помощью
происходит процесс приспособления человека
к окружающей среде. Важную роль в концепции Маха играет принцип экономии мышления.
Уже само подведение бесчисленного множества фактов под единую концепцию
свидетельствует о том, что унификация, или
экономия мышления имеет эвристическое значение.
С позиций
эмпиризма, характерного для такого методологического подхода. Мах подверг
критике понятия абсолютного времени и абсолютного пространства Ньютона, что
оказало большое влияние на молодого А.Эйнштейна, который полагал, что создание
им специальной теории относительности во многом обязано австрийскому физику.
Ирония заключается в том, что сам Мах, однако, не принял теории относительности
(он, впрочем, отрицал и существование атомов).