17

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872). Он слушал лекции Гегеля и был сначала его последователем. Однако довольно скоро Фейербах решительно порывает с ге­гельянством и создает свое философское учение, которое известно под названием антропологического материализма.

Критика Гегеля Фейербахом направлена на самые уязвимые места системы последнего. Прежде всего, считает Фейербах, порож­дение логикой природы в абсолютном идеализме есть не что иное, как аналог сотворения Богом мира из ничего; тайна спекулятивной философии есть теология. В системе Гегеля развитие самоопосре-дующегося понятия приводит к становлению бытия, но мышление это — идеальность, а бытие — реальность, бытие чувственно-кон­кретно, оно не вопрос мышления, а объект чувства, а это значит, что мышление, какие бы самоопосредования оно не производило, не может стать причиной появления бытия. Гегель объявляет свою сис­тему абсолютной истиной, а это равносильно утверждению, что вся философия завершилась в одной философии.

В противовес не только Гегелю, но и всему трансценденталь­ному идеализму Фейербах замыслил создать новую философию, которая должна изучать не мысли о действительности, а саму действительность. Если у Гегеля философия приходит к реальности в конце странствий абсолютной идеи, то новая философия начинает с реальности. "Философия есть наука действительности в ее под­линности и целостности, но воплощением действительности явля­ется природа (природа в наиболее универсальном смысле слова)". Деиствителъность — это природа во всем ее чувственно восприни­маемом богатстве, во всей ее конкретности, т.е. это земля и вода, воздух и огонь, электричество и магнетизм, "природа уже сама по себе есть свет, дух, цель разум"; она, следовательно, включает в себя не только материальные, но и идеальные явления. Предпосылку философии надо искать не в самоочевидных положениях, не в прин­ципах и постулатах; природа есть объективно обоснованное начало и истинное основание философии. Не мышление порождает при­роду и человека. Наоборот, человек с его мышлением являются по­рождением природы. "Природа не только создала простую мастер­скую желудка, она воздвигла также храм мозга..." Человек и есть воплощение действительности, природы, конкретности, он состав­ляет подлинный, непосредственный предмет философии. Отсюда рождается афоризм Фейербаха: тайна новой философии есть антро­пология. Любое истинное философствование может быть лишь философствованием о человеке, в нем разгадка всех тех фило­софских загадок и проблем, которые нагромождаются спекуля­тивной философией. Например, эта философия бьется над пробле­мой отношения бытия и мышления. Но нет бытия вообще, есть определенное бытие и его высшим выражением является тело человека. Нет и мышления вообще, есть лишь человеческое мышле­ние. Таким образом, вопрос об отношении бытия и мышления это вопрос о соотношении тела и души человека и в нем, в самом человеке, этот вопрос природа уже данным давно решила: материя предваряет дух, бессознательность — сознание, бесцельность — цель, чувственность — разум, страсть — волю. "В противополож­ность отрешенному Я тело представляет собою объективный мир. Благодаря телу Я уже не Я, но — объект. Быть телесным значит быть включенным в мир". Как легко видеть, название "антрополо­гический материализм" действительно хорошо выражает суть фи­лософии Фейербаха.

Определения сущности человека: 1."...Я —действительное, чувственное существо: тело вхо­дит в мою сущность; более того, тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность". Итак, тело — сущность чело­века. 2. ..."Человек не есть существо тождественное и простое, но по сути своей дуалистичное, действующее и страдающее, самостоя­тельное и зависимое, самодостаточное и общественное, или симпа­тизирующее, теоретическое и практическое, выражаясь языком ста­рой философии: идеалистическое и материалистическое существо, словом, в его сущность входят голова и сердце". 3. "Человеческая сущность налицо только в об­щности, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты". Это можно понять так, что сущность человека общественна, это единство Я и Ты. 4. ..."Сущность человека чувственность, а не призрачный абстракт, "дух". Значит, сущность человека в чувственности, а не разуме. 5. "Только то существо, предметом познания кото­рого является его род, его сущность, может познавать сущность и природу других вещей и существ". Таким образом, сущность чело­века это также и род человеческий. 6. Оказывается, однако, что че­ловеческий род является сложным образованием. В него входят ра­зум, воля и сердце. Это и есть, пишет Фейербах, сущность человека, сознаваемая им. 7. "Человек, — заявляет Фейербах,— сознает само­го себя из предмета: сознание предмета есть самосознание человека. По предмету мы можем узнать человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет собой явленную сущность чело­века, его истинное, объективное "Я". Итак, сущность человека — все, что служит объектом его мышления и труда.

Сущность человека является земной, она имеет общественный ха­рактер, включает в себя его телесность, его чувственность и в конеч­ном итоге определяется природой, которая породила человека.

"Мышле­ние не может выйти за пределы существующего, потому что оно не может выйти за пределы самого себя, потому что разум есть только утверждение бытия, потому что только то или иное [т.е. опреде­ленное — авт.] бытие может мыслиться как ставшее, а не само бы­тие".чество". "Только то мышление,  реально, объ­ективно, которое определяется и исправляется чувственным созер­цанием; только в таком случае мышление есть мышление объ­ективной истины".

Принцип тождества бытия и мышления он превращает в прин­цип тождества чувства и бытия. "Действительное в своей действи­тельности или в качестве действительности есть действительное как чувственный объект, есть чувственное".

 

Фейербах отбрасы­вает как ненужную систему Гегеля, а вместе с ней отвергает и диа­лектику в ее гегелевском понимании. Сам путь от абстрактного к конкрегном\ (так же, как от идеального к реальном)') он объявляет извращением. Он недоуменно спрашивает: "Как можно одновремен­но находиться в каком-либо месте и не находиться нигде?" (т.е. отвергает формулу S есть Р и не есть Р) и противопоставляет диа­лектическим ухищрениям Гегеля гордое заявление: "Правдивость, простота, определенность — формальные признаки реальной фило­софии".

Че­ловека  Ф рассматривает прежде всего как телесное, чувственно-конкретноое существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению с живот­ными Фейербах видит не в мышлении, а в универсальности. Будучи универсальным, неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые имеют непосредственное отношение к жизненным потребностям живот­ного, т.е. эти чувства ограничены чем-то определенным. Челове­ческие же чувства универсальны, они возвышаются до "самостоя­тельного теоретического смысла и достоинства": "универсальное чув­ство есть разум, универсальная чувственность — духовность".Мыслит не мозг, не Я, не разум, а толь­ко человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо.

Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет' он, — это — эгоизм; и только од­но благо, это — любовь". Любовь делает человека Бо­гом и Бога — человеком.  Любовь есть материализм; нематери­альная любовь есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух, esprit".

Искусство, религия и философия являются средством воплощения сущности человека. Ре­лигия есть отношение человека к своей собственной сущности, но такое отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к ней как к какому-то отличному от себя и даже про­тивоположному себе явлению. Все свои лучшие качества человек пе­реносит на небо и приписывает их Богу, а низменные качества воп­лощаются в сатане. Бог есть портрет человека.

У человека существует потребность знать свою сущность. Вот почему он провозглашает: "Никакой религии — такова моя религия..." Новая религия, единственный догмат которой будет гласить: "Человек человеку Бог!"



Используются технологии uCoz