16
Фридрих Йозеф Шеллинг (1775-1854).
Шеллинг в качестве исходной основы своей
философии выдвигает положение о тождестве субъекта и обьекта. "Всякое
знание, основано на совпадении объективного и субъективного". Цель, к
которой стремится всякое познание —1
истина. Действительно, мы говорим об истинном
знании в том случае, когда оно совпадает с соответствующим ему предметом.
Субъективное и объективное в рамках тождества все же
различаются между собой. "Совокупность всего чисто объективного в нашем знании, мы можем называть природой;
совокупность же всего субъективного назовем Я или интеллигенцией". Для
нашего сознания эти члены тождества сначала мыслятся как чистые
противоположности: природа только объективна, интеллигенция только субъективна.
Поэтому имеется две возможности. Первая состоит в том, что
за первичное мы принимаем природу. В таком случае мы берем природу так,
как если бы не существовало никакого Я, никакой интеллигенции, что не мешает
природе существовать без того, чтобы о ней
кто-то мыслил. Совершенной стала бы
такая наука, в которой природа полностью растворилась бы в
интеллигенции. (Впрочем это на
практике недостижимо, так как, по словам Шеллинга "дух вечно остается островом и достигнуть его,
отправляясь от материи, можно, какой
бы путь мы ни избрали, только прыжком"). Так называемая мертвая природа —
это всего-навсего не достигшая зрелости интеллигенция. В человеческом же
разуме природа возвращается в саму себя и обнаруживает свое тождество с тем,
что в нас постигается как разумное, сознательное.
Высшей частью естествознания, таким образом, является натурфилософия,
которая одновременно есть одна из двух
основных частей философии.
Вторая
возможность заключается в том, что мы в качестве первичного берем
субъективное. В этом случае основной задачей философии будет задача объяснить,
как из субъективного можно вывести
объективное, из интеллигенции — природу. Это и есть вторая основная
часть философии — трансцендентальная философия.
В
обращении Шеллинга к натурфилософии
чувствуется стремление уравновесить субъективизм трансцендентализма той
безусловной объективностью, которая присуща
естественнонаучном} знанию.
Шеллинг
рассматривает мир как организм, как живую целостность, в которой уничтожается противоположность между организмом
и механизмом.. Различие между неорганическим и органическим в природе
относительно, и то и другое связаны одним началом: природа есть зримый дух, а
дух есть невидимая природа. Но если дело обстоит гак, то понятно, что в природе
не существует застоя и неподвижности, она есть процесс, непрерывное развитие ("абсолютный покой в мире — бессмыслица", — пишет
он).
Важнейшей характеристикой природы, по Шеллингу,
является ее внутренний дуализм Все процессы
в природе объясняются взаимодействием двух изначальных противоположных сил,
заключенных в ней — положительной и отрицательной. Положительная сила
это единство явлений природы, отрицательная — их многообразие. "В природе
все непрерывно стремится вперед; основание этому надо искать в начале, которое, будучи неисчерпаемым источником
положительной силы, вновь и вновь возбуждает движение и непрерывно поддерживает его. Это положительное начало есть
первая сила природы. Однако некая невидимая власть заставляет все явления мира
совершать вечный круговорот. Последнее основание
этого следует искать в отрицательной силе, которая, непрерывно
ограничивая воздействие положительного начала, возвращает всеобщее движение к
его источнику. Это отрицательное начало есть вторая сила
природы". Две эти
противоположности всегда существуют вместе,
их борьба объясняет многообразие мира, а их единство образует его
единство которое можно назвать душой мира.
В нашем сознании, считает философ,
существуют два положения, принимаемые обыденным сознанием за самоочевидные:
"существую Я" и "существует независимо от меня вещи".
Философ доказывает, что в рамках трансцендентальной философии второе положение
производно от первого, ибо для нее исходным является несомненное существование субъективного и сомнение в реальности объективного.
Шеллинг строит систему трансцендентальной философии. Определяющим
принципом для трансцендентальной философии как знании о знании является знание о
нас самих или самосознание. Именно оно определяет
в конечном итоге любое частное знание, ибо оно для нас есть самый высокий и полный род знания. Но
самосознание не есть ни вещь, ни явление. Оно есть деятельность, причем
деятельность свободная. "Свобода
является единственным принципом, который
лежит в основе всего, и в объективном мире мы не видим ничего вне нас
существующего, а только внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной
деятельности. Бытие вообще есть лишь выражение заторможенной свободы". Форма этой деятельности: тезис —
антитезис — синтез. в Я как деятельности содержатся
две противоположные деятельности — ограничивающая деятельность
(деятельность чистого Я) и ограничиваемая деятельность (то, что воспринимается
Я в качестве объекта этой деятельности).
Однако поскольку Я есть единство субъекта и объекта, рассуждает философ, должна быть третья деятельность,
которая "парит" (термин Шеллинга) над двумя предшествующими
деятелъностямн. Эта последяя и есть Я нашего самосознания.
Поскольку же она оказывается составленной из двух деятельностей, она
представляет собой синтетический акт. Самосознание, следовательно, есть борьба
противоположностей, есть тождество как результат синтеза борьбы двух
противоположностей, примирение которых возможно лишь в бесконечной смене актов
противоборства и примирения противоположностей. Таким образом, продвижение от
тезиса к антитезису, а от него к синтезу и составляет механизм работы духа.
Триада, следовательно, приобретает не только гносеологическое, но и онтологическое значение, а процесс дедукции (выведения)
связей и определений объекта, т.е. природы, становится одновременно историей
развития самосознания. Основные эпохи этой истории. Их, с его точки
зрения, три. Первая эпоха охватывает историю самосознания от
изначального ощущения до "продуктивного созерцания". (познание основных
свойств материи). Вторая эпоха простирается от созерцания до рефлексии.
В ее рамках дедуцируются неорганическая природа (категории пространства,
времени, субстанции, причины и следствия) и органическая природа (категория
организма). Наконец, третья эпоха, обнимает собой путь от рефлексии к
воле. В ее пределах происходит объяснение процесса познания и дедукция
категорий возможности, действительности и необходимости.
Человек обладает свободой воли, он может следовать моральным
нормам, может нарушать их. Однако в любом случае условием его свободы является
взаимодействие с другими Я. Это взаимодействие подлежит принудительному
регулированию, осуществляемому через право. Правовое государство — вот идеал
общественного развития и одновременно критерий прогресса всего человечества.
В будущем наступит такое время, когда все государства объеданятся в
"государство государств", возникнет "ареопаг", в когорый
будут входить представители всех "культурных наций" и когорый будет устранять возможность столкновения
различных государств.
Божественное
провидение вполне, по его мнению, совместимо со свободой воли человека, более
того, оно является условием реализации этой свободы. Не только люди зависят от Бога, но и Бог зависит от людей; люди же не
актеры, ограниченные сочиненным Богом текстом, а непосредственные творцы
истории, ибо если бы не существовало бы свободы воли, не было бы и самого
Бога. Бог и люди — соавторы исторической драмы. В соответствии со степенью осознания людьми божественного плана истории, она распадается на три периода: судьбы (это "древние царства",
когда разумность истории не осознается вообще), природа (начиная с
древнего Рима и по сию пору; в это время происходит лишь постепенное осознание
тайны истории) и Провидения (возникновение мирового государства как
сознательная реализация божественного
замысла. Бог, как и природа, есть единство противоположностей: единство сознательного и бессознательного.
Бессознательное в Боге — по прообраз материального, темного, в конечном
счете зла. Сознательное — это идеальное,
светлое, любовь, животворящая сила, благодаря которой существует мир.
В окончательном виде философскую систему
Шеллинга можно изобразить следующим образом
Бог |
|
все относительно
идеальное (духовный мир человека) |
все
относительно реальное (объективный мир) |
Недостаток, согласно продекларированному им принципу тождества бытия
и мышления, онтология должна была бы в
конечном итоге совпадать с гносеологией и структура мира должна была бы
быть одновременно структурой знания как в статике, так и в динамике. Но как раз
это-то в подобной схеме показать трудно, так же как и завершение системы
возвратом к исходному положению.