15
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).
Г. линию трансцендентализма продолжает за Шееле.
Тождество бытия и мышления. "Что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно". "Бытие есть мышление", "Все
вещи суть умозаключение", и т.п. В основе всего сущего лежит
Разум, Идея.
Весь
окружающий нас мир, и природный и общественный, выявляет определенную упорядоченность, регулярность, закономерность,
словом, разумность. Основой, субстанцией мира является Разум, Идея,
проще говоря, Бог. За грубой внешней материальностью
мира скрывается Разум. Гегель следует древней философской традиции
(вспомним элеатов и Аристотеля, которые утверждали, что одно и то же мысль и
то, о чем она мыслит).
Возможности
познания беспредельны. Разум открывает за внешней оболочкой вещей божественный
Разум. У Г. субъективность мышления уравновешивалась объективностью
бытия. Отождествление мышления и
бытия по существу обесценивала идею трансцендентализма: ведь у Гегеля, в
отличие от Канта, исследование разума одновременно означало исследование
бытия, а исследование бытия — исследование разума. Вопрос о границах наших познавательных
способностей снимается, становится бессодержательным. Г наз. Свою ф. философию абсолютным идеализмом
(объективным идеализмом). Структура гегелевской
философской системы. Исходным
моментом системы Гегель полагает логику, в рамках которой происходит саморазвитие понятий от самого пустого
и неразвитого понятия — "ничто" до самого сложного и развитого
понятия — "идея". После того, как
этот процесс развития пройден, пришедшая к самосознанию идея
"отчуждает" от себя природу, чтобы понять ее как отражение процесса
развития понятий в грубой, материальной форме. Когда и в рамках природы процесс
обогащения понятия от самого неразвитого и
абстрактного (механизм) до самого развитого и конкретного (организм)
исчерпывается, идея вновь производит отчуждение,
в результате чего теперь появляется человек и основная форма его бытия —
общество, и уже в этих рамках снова проходится
тот путь, который был пройден уже дважды. Процесс развития человечества
есть процесс развития его (человечества) самосознания, выражающийся в последовательной смене одних философских систем
другими. Этот процесс завершается тогда, когда в результате развития
философской теории, появляется такое философское учение, в котором осознается,
что сущностью и природы и общества является Идея. Идея возвращается к самой себе и становится абсолютной идеей.
Система, совершив крут, замыкается.
Логика |
Природа |
Дух |
|
Бытие |
качество количество мера |
Механика |
Субъективный дух: антропология феноменология
психология |
Сущность |
сущность явление действительность |
Физика |
Объективный дух: абстрактное право мораль
нравственность |
Понятие |
субъективное понятие объективное понятие идея |
Органика |
Абсолютный дух: эстетика религия
философия |
Сущность,
самую сердцевину гегелевской системы составляет, конечно, первая ее часть, т.е.
логика. Она содержит в себе в виде
соотношения (координации и субординации) категорий, алгоритм, программу
существования и развития реально существующего
мира — природы и общества.
Триада
составляет важную черту его теории и одновременно его метода. Вот почему термин
"самоопосредующее понятие" может
употребляться как выражение сущности гегелевской философии. Поясним
сказанное на примере. Исходным началом философствования, по Гегелю, должно быть
нечто безусловно достоверное, являющееся
одновременно и мыслью и простой непосредственностью, ощущением.
Поскольку руководящим принципом его учения является тождество субъекта и
обьекта, то он на выбор предлагает нам считать безусловно достоверным или
первое определение абсолюта (Бога) — бытие, или тождество Я = Я (Я есмь, Я
существую). Бытие в обоих случаях выступает как чистое бытие. Оно крайне
неопределенно и имеет вначале только смысл
фиксации существования, так что является "наиабстрактнейшей и
наибеднейшей дефиницией". Но чистое бытие как просто абстракция по существу имеет в своей
неопределенности лишь отрицательный смысл и может быть приравнено к ничто.
Мы, следовательно, с полным правом можем сказать, что ничто в данном случае обнаруживает себя вовне, переходит в бытие.
Однако движение от ничто к бытию есть не что иное как процесс становления.
В понятии же становления бытие как бы погружается в себя, "возвращается"
к себе, что позволяет рассматривать его как некоторое сданство, в котором два
его элемента — ничто и бытие — дают уже
более конкретное и определенное понятие — наличное (т.е. определенное,
а не чистое) бытие. Но определенное бытие — это уже нечто, т.е. то, что
можно именовать качеством. Итак, на наших глазах, путем саморазвития,
самоопосредования понятия из ничто возникает
нечто, из пустой отрицательности то, что обладает весьма ощутимой
позитивностью — качество. В свою очередь, качество самоопосредуется "своим иным" — количеством, что
порождает синтезирующее их понятие меры.
Аналогичный по сути путь проделывают
понятия "бытие" и "сущность", синтез которых реализуется в
разделе логики, называемом "понятие".
Основой всей деятельности Гегеля по построению своей
системы (а значит и основой его метода)
является само;даижеиие понятия. При
этом он постоянно использует следующие приемы: переход понятия в
"свое иное", т.е. в свою противоположность и затем синтез обеих противоположностей (прием часто
называемый "отрицанием отрицания"), движение мысли от абстрактного к
конкретному (где под абстрактным
понимается одностороннее, бедное понятие, а под конкретным развитое понятие,
содержание которого представляет
собой синтез всего предшествующего пути само-опосредования понятия), движение мысли от общего к единичному (в
этом отношении характерна та часть системы, которая называется
"Природа"), а также единство исторического хода развития знания и его логической структуры (единство
исторического и логического).
Мышление имеет три стороны: рассудочную
или абстрактную, диалектическою или отрицательно-разумную и спекулятивную (от лат. speculatio — умственное созерцание)
или положительно-разумную, конкретную. Рассудок играет в процессе мышления важную роль: он
везде проводит четкие границы между явлениями, дает однозначные определения,
результатом его деятельности являются разного рода классификации. В любом
обнаруженном рассудком явлении он выделяет
противоположности, любому образованному рассудком понятию он
противопоставляет "его иное",
т.е. его противоположность. Объединяя противоположности, диалектический разум повсюду находит
противоречия. Для него логика мышления выражается схемой: тождество —
различие — противоречие. Тем самым противоречие для диалектического разума является не свидетельством ошибки, а стимулом для
поисков средств разрешения этого противоречия, т.е. стимулом развития
мысли. Только такое мышление и способно, по мысли Гегеля, быть адекватным
средством осмысления человеком процессов изменения, движения, развития.
Исходным моментом познания является постановка (обнаружение и формулирование)
проблем. "Противоречие — вот что на деле движет миром, и смешно говорить,
что противоречие нельзя мыслить"; или: "все
вещи противоречивы в самих себе”
"Что
действительно, то разумно; и что разумно, то действительно". Цель ученого
состоит в том, чтобы научиться мыслить
конкретно, т.е. не односторонне или прямолинейно, а рассмотреть проблему со всех сторон, выявить все существенные
связи объекта, определить его
причину, его историю и необходимость Для
большинства зевак он убийца и только. Разве что присутствующие при этом
дамы отметят, что он высокий и
красивый мужчина. Но все это мнения,
основанные или на чрезвычайно одностороннем (только поступок-преступника) или
случайном (только физический облик) подходах. Это все те, кто мыслят
абстрактно, у них обыденное сознание, рассудочное
мышление. Конкретное же мышление продемонстрирует- тот, кто проследит
весь ход событий.
Натурфилософия Гегеля - попытка решить конкретные естественнонаучные
проблемы из "общих соображений". Критикует
гипотезу о существовании флогистона, особых электрической и магнитной жидкостях. Вместе с тем он
придерживается уже к тому времени изрядно обветшавшей точки зрения о
существовании четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля)
рассуждает
о том, что магнитные свойства у металлов появляются в результате
воздействия света на добытхто из недр земли железную руду и др.
В общем и целом развитие
понятия в природе, по мысли Гегеля, идет от общего (механика) через особенное (физика,
химия) к единичному (органический мир). Пройдя этот путь, идея попадает в более
близкую себе среду — общество, где действуют люди, обладающие сознанием, где
есть сознание народов, сознание эпох, что и
приводит к гораздо более богатой и разнообразной жизни духа. У Гегеля эта часть системы получает название "Абсолютный
дух".
1я
ступень абсолютного духа — субъективный дух, под которым
Гегель понимает отдельного человека, индивидуума. Философ привлекает к
рассмотрению антропологию (физический облик человека), но главное внимание
уделяет психологии, в рамках которой он
рассуждает о чувствах, о рассудке, воле, памяти, затрагивает такие явления, как "животный
магнетезм", умопомешательство и пр.
2я
ступень развития абсолютного духа (и следовательно, антитезой первой) выступает в
гегелевской системе объективный дух, т.е. объективированный в общественных
формах разум. Объективный дух имеет три
формы — мораль, право и нравственность. Объективность морали состоит в
существовании общеобязательных (и в этом
смысле независимых от индивида) моральных норм, объективность права — в
закрепленных в законах правовых нормах. Для существования общественного
устройства необходимо взаимодействие трех основных сословий — земледельческого
(крестьяне), промышленное (ремесленники, фабриканты
и рабочие, купцы) и всеобщее (чиновники). Чиновничество занимает
среднее, опосредующее место между другими сословиями, является сосредоточием
самой высокой в стране образованности, носителем государственного (т.е.
общего) сознания. Именно в государстве дух
получает необходимую для своего существования среду.
Проблема
развития общества.
Человечество проходит четыре этапа: восточный мир, греческий мир,
римский мир и германский мир. Содержанием развития является прогресс в
сознании свобода!, а его механизм заключается в последовательном воплощении
абсолютной идеей
в истории человеческой мысли тех категорий, которые были выстроены в систему в
логике. Так, категорию "ничто" воплощает восточный мир (понятие нирваны),
категорию количества — пифагорейцы и т.д. Таким образом, не только природа, но
и история является не чем иным как
прикладной логикой. Абсолютная идея в качестве формы своего
существования выбирает тот или иной народ, и дух этого народа на данном этапе
истории ведет ее вперед. Так появляются
исторические народы, от деятельности которых зависит судьба человечества. Главным средством изменения действительности является реформа. Когда какие-либо
изменения созревают, понимание необходимости перемен становится
всеобщим и так же, как зрелый плод падает на землю, так же безболезненно и
естественно происходят общественные перемены.
3я
ступень абсолютного духа,
синтез двух предыдущих — к собственно абсолютному духу. Он имеет три
формы. Первая — искусство. В нем в форме прекрасного человек созерцает
абсолютную идею. Вторая — религия, которая дает представление об абсолютной идее в виде
Бога. Но выше искусства и религии философия, которая приводит к понятию абсолютной идеи.