13 Философия Канта.
1724-1804. теретическая
деятельность Канта делится на два периода:
1.Докритический – занят
вопросами ф. природы. Работает в областях нек-х разных наук. Деятельность Канта
относится и к истории ф. и к истории науки. Наиболее значительное достижение – космогоническая гипотеза (1755). Впервые
сказал о том, что можно дать критику естественного происхождения солнечной
системы из нек-ой туманности (диффузного существования вещ-ва). Позже это было
развито Лапласом. В истории – гипотеза Канта-Лапласа.
2. Критический.-
складывается собственная ф. система. «Критика чистого разума», «Критика
практического разума», «критика способности суждения».
«Критика чистого разума» - анализирует сам процесс чел. познания. Познание начинается с опыта. Никаких знаний, предшествующих опыту быть не может. Но это не означает, что все наше знание выводятся только из опыта. Данные опыта упорядочиваются и организуются нашим сознанием. Формы этой деятельности нашего сознания являются априорными и носят синтетический, организующий характер. Даже наглядное представление действительности возможно только в результате действий синтезирующих форм сознания.
Формы: пространство и время (так устроена наша голова). В дальнейшем все
наше знание устраивается и развивается в логических категориях и понятиях, вкл.
понятие причинности (они тоже априорны т.е. даны нам от рождения). Отсюда:
1.
1.
Кант решает
свою задачу – доказывает всеобщность научного знания.
2.
2.
Т.к. наши
знания имеют к.-бы два источника: а) внешний
мир, кот. вызывает у нас ощущения, б)априорные
формы нашего сознания, поэтому мы не в праве говорить, что мы знаем мир сам
по себе. Мы знаем мир каким он нам является и упорядочивается нашими априорными
формами сознания. сам же объективный мир является «вещью в себе».
Критическая
философия И.Канта(1724–1804)
родился в Кенигсберге, в семье
немецкого ремесленника, шорника. У отца хватило средств на его обучение в
гимназии, далее–в университете. Был болезненным, робким ребенком. Окончил
университет, но степень магистра не получил, поэтому учительствовал. Позднее
защитился, получил место приват-доцента. В основном читал курсы естественных
наук, также логику, математику. Принцип историзма–основной принцип идей Канта(и
научных, и философских).
До 1770 г–докритический период
его творчества. В 1770 году пишет докторскую диссертацию, получает место
профессора, полностью посвящает себя философии. Лекции читал до 1797 года.
Образ
жизни Канта–это целая наука, при этом удивительно оригинальная и поучительная.
Спать он ложился ровно в 9 вечера. Подъем в 5 утра. Обед только в кругу
остроумных друзей, за обедом: немного сухого вина, свежевыловленная треска,
шутливые рассказы, анекдоты, непременно шутки, смех... Родившись очень
слабеньким и болезненным ребенком(как и Ньютон), Кант, благодаря мудрому
образу жизни, прожил долгую и духовно удивительно богатую жизнь.
Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким,
проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной
системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из
фундаментальных научных идей астрономии. Высказал идею, что причина отливов и
приливов–влияние Луны. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по
порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения
человеческих рас.
Философские
воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до
начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественно- научные
вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е.
общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности,
государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.(«Человек, этика и
право–вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя»)
С 1770 года–критический период его творчества. До
Канта в теории познания господствовало представление, что структура и знание
определяются объектом познания. Кант говорил обратное: структуру познания
определяет субъект познания. Для доказательства нужны следующие понятия:
феномен, ноумен, вещь в себе.
Феномен–явление, т.е. чувственное восприятие вещи, как
она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).
Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение
нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия между феноменом и вещью в
себе. Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в
себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы
рассудка, которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной
жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле).
Несоответствие феномена и вещи
в себе–основание для скандала в философии: мы знаем, что мир существует, но
доказать это логически не сможем. Мы будем работать не с предметами, а с их
феноменами.
Кант: «Разум имеет дело с
феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но
познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем. Разум
может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов, а вне
него–трансцендентально–там уже господствует вера.
Априорные формы рассудка в
нашем сознании уже есть. Мы окружены феноменами. Чтобы разобраться с потоком
феноменов, мы должны их упорядочить. Это упорядочение не имеет ничего общего с
содержанием того объективного мира, который является источником феноменов.
Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить
причинно–следственные связи, но в мире нет понятия пространства и времени, они
есть только в нашей голове. Кант опровергает существование врожденных идей(а
как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).
Вывод: Кант воздвигнул
непроходимую границу между субъектом и объектом, если под объектом мы понимаем
не феномен, а его сущность.
Субъект
всегда будет внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть
познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от
одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный
идеализм).