10
Ф.Бэкон и Т. Гоббс подготовили появление философии, которая заслуживает название
подлинно британской. Ею является философское учение Джона Локка (1632-1704).
Жизнь этого философа сложилась так, что хотя его также коснулись события,
связанные с английской революцией и он даже
был вынужден на некоторое время покинуть страну, но все же у него
остались о них более благоприятные впечатления. И так же как в конце концов
революция закончилась классовым миром, так и философия Локка имеет характер трезвого реалистического, избегающего
крайностей, подхода к проблемам; можно сказать, что она в большой степени
опирается на здравый смысл.
В отличие от своих
предшественников главную задачу философского
исследования Локк видит не в изобретении метода, а в исследовании сознания. Нужно не искать кратчайший путь к научной истине
(положа руку на сердце признаемся, что с точки зрения здравого смысла вряд ли
эти поиски увенчаются крупными успехами), нужно попытаться раскрыть механизм
работы нашего сознания, чтобы ответить на
вопрос: что собственно мы знаем и как получаем это знание. Такое исследование полезно тем, что позволит открыть, как далеко простираются силы разума, чтобы не
ставить себе в познании нq)eaльныx
задач. Его, пожалуй, главная философская книга
называется «Опыт о человеческом
разумении». В ней он приходит к выводу,
что хотя силы нашего разума ограничены и не могут охватить «всего объема
вещей», но «свеча, которая зажжена в нас, горит достаточно ярко для всех наших
целей», ведь «наша задача знать не все, а
то, что важно для нашего поведения».
И первый же вывод, к которому
приходит философ, заключается в том, что
мы не имеем врожденных идей: ни «первые принципы познания», ни принципы
практического поведения нельзя считать одинаковыми для всех людей. Локк рассматривает
те истины, которые считаются общепринятыми и приходит к выводу, что даже идею Бога нельзя считать врожденной.
Сознание человека при рождении представляет собой tabula rasa,
т.е. чистую доску (имеется в виду дощечка, покрытая воском для того, чтобы на
ней можно было писать). В данном случае философ использует образ, который был
известен еще в античности (Аристотелю, стоикам). В процессе взросления человека в результате воздействия на него окружающего
мира эта чистая доска постепенно наполняется письменами, так и возникает то,
что мы называем человеческим сознанием. Его
содержание составляет совокупность идей. Под идеями Локк разумеет все, что составляет содержание
процесса мышления и восприятия: белизна, твердость, мягкое, желтое, мышление, человек,
слон, войско и т.д. и т.п. Каким же образом возникают идеи? «На это я,—
пишет Локк,— отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше
знание, от него в конце концов оно происходит». Опыт бывает внешний (его
выражением являются ощущения, благодаря которым люди наблюдают внешние предметы) и внутренний, который философ отождествляет
с рефлексией, т.е. самонаблюдением ума за собственной деятельностью.
Важно при этом помнить, что рефлексия порождает идеи из того материала,
который дают ощущения. Таким образом, оказывается, что ощущения являются в
конечном итоге единственным источником всех наших знаний. Такая философская
концепция называется сенсуализмом (лат. sensus — ощущение). Используя афоризм, ведущий свое начало еще от античности, Локк так определяет суть
сенсуалистической теории познания: в разуме нет ничего, чего не было бы
в ощущениях. Философ классифицирует идеи в соответствии с тем, сколько
источников они имеют: идеи, производимые одним чувством (цвета, звуки,
плотность), производимые посредством нескольких чувств (пространство,
движение), произ-во;щмые одной рефлексией (мышление, желание), производимые
всеми видами чувств и рефлексией (удовольствие, существование,
148 |
149 |
единство). Философ
предостерегает против распространенного мнения,
что идеи суть копии находящихся вне нас вещей. Конечно идея движения имеет сходство с тем, что она выражает, но большинство
идей так же мало похожи на выражаемые ими вещи, как слово на гот объект,
который оно обозначает. В доказательство
Локк приводит следующие аргументы. Во-первых, качества вещей можно разделить на первичные:
плотность, протяженность, форма,
подвижность (здесь-то как раз и имеется сходство идей и вещей) и вторичные: цвета, звуки, вкусы, относительно которых о сходстве идей и вещей говорить не
приходится, ведь то, что в идее является сладким, голубым или теплым на
деле есть «только известный объем, форма и движение незаметных частиц». Есть у
него и другой аргумент против сходства идей и вещей, который заключается в том,
что, как считает философ, общее — это идея, изобретенная
разумом; в действительности же общего нет, реально существуют лишь единичные предметы. А между тем
все наше мышление построено на
использовании общих понятий.
Как же происходит
процесс познания? Сначала благодаря ощущениям мы получаем восприятия. Это первый
шаг, первая ступень к знанию,
результатом которой служит появление у нас идей. Идеи наш ум может удержать в
себе посредством их созерцания. Кроме того
ум обладает способностью откладывать
идеи в память и вызывать их перед собой по мере необходимости.
Далее разум начинает работать с
идеями. Из простых идей он образует сложные, используя те же три
действия — соединение, сравнение, различение, которые человек применяет в практических действиях. Так
образуются сложные идеи — красота,
благодарность, человек, войско и т.п. Сложные идеи делятся на три разряда:
модусы, субстанции, отношения. Модусы — это
идеи, которые являются модификациями другой
идеи, например, модусы движения — скольжение, падение и пр., модусы
мышления — ощущение, созерцание, воспоминание и пр. Субстанции же, напротив, сложные идеи, которые представляют самостоятельные
вещи — человек, дерево и т.п. Особое внимание Локк
уделяет понятию субстанции. Если к идеям беловатого цвета, определенного
веса, твердости, ковкости, плавкости присоединить идею субстанции, то
получится, сложная идея, например,
свинца. Таким образом, получается, что идея субстанции выражает идею
самостоятельности вещи. Но зачем она, идея субстанции, вообще нужна в таком случае? — размышляет
философ. Он находит эту идею смутной и
неясной. Речь идет как бы о подпорке каждой вещи, которая (подпорка)
нужна лишь потому, что нам трудао пред-
ставить, каким образом все простые идеи, образующие сложную, соединены вместе. В конечном итоге Локк пишет, что
субстанция — это «что-то, не знаю
что».
Хотя Локк говорит о слабости и
ограниченности нашего разума, но все же он дает ему высокую оценку. Разум
имеет две интеллектуальные
способности — проницательность (т.е. способность отыскивать посредствующие идеи, позволяющие устанавливать отношения между исследуемыми идеями) и логическое
выведение. «Когда разум действует в единстве с ощущениями, то нет ничего
столь темного, столь скрытого, столь
недоступного никакому чувственному
восприятию, чего бы не смог постичь путем мышления и рассуждения вооруженный этими способностями
всепостигающий разум». Несмотря на
такие оптимистические заявления, Локк проявляет осторожность, даже скептическое
отношение, когда речь заходит о решении
конкретных теоретико-познавательных проблем. Так, когда встает вопрос о мире, как он существует сам по себе, мы должны учитывать, что различие между первичными и
вторичными качествами, принадлежность всеобщего разуму, а не самой действительности
делает соответствие наших знаний миру проблематичной. Содержание основных
понятий, при помощи которых мы пытаемся постичь окружающий мир во многом
неясно. Возьмем, например, такое понятие, как «сущность». Под сущностью вещей можно понимать их внутреннее строение, от
которого зависят и их внешние качества, но в университетской науке слово
«сущность», скорее, обозначает родовую принадлежность видов. Локк предла-гает
различать понятия «реальная сущность» (первый смысл) и «номинальная сущность» (второй смысл). Если под телом понимать субстанцию плотную, протяженную, с определенной
формой, то понятие материи становится по существ}- излишним, так как на
его долю остается лишь одна плотность. Ни одно из великих явлений природы не может быть объяснено каким бы то ни было
действием материи и движения. «Произведения природы задуманы некоей
Мудростью и созданы средствами, настолько далеко выходящими за пределы нашей
способности раскрывать и понимать их, что мы навряд ли когда-либо будем в
состоянии свести их в науку». Имеются
различные философские концепции мира. Одна из них, например, полагает, что в его основе лежит две
субстанции — протяженная материя и мыслящая нематериальная субстанция —
душа (Локк имеет в виду Декарта), другая утверждает, что существует лишь одна субстанция — мыслящая материя (имеется в
вид) Спиноза). Однако, думает Локк, «...с какой стороны ни рассмат-
ривать душу, как непротяженную субстанцию или как мыслящую
протяженную материю, и то и другое представить себе одинаково трудно».
Опять-таки «...представить себе, чтобы чистая немыслящая материя могла
произвести мыслящее, разумное существо, так же невозможно, как невозможно
представить себе, чтобы ничто могло из себя самого произвести материю». Локк
предпочитает умозрительным конструкциям
мира классификацию видов познания. Он полагает, что следует допустить
существование трех видов познания: интуитивное (посредством которого мы
знаем о тождестве или различии идей), демонстративное (т.е. опирающееся на логический вывод) и чувственное (оно дает знание о
существовании внешних предметов). Для первого вида познания критерием истины является
очевидность, для второго — соответствие идей. Эти два вида познания находятся в
тесной взаимосвязи. Что же касается видов истин, то их еще больше. Локк
называет истины мысли, истины слов,
нравственные истины или убеждения и метафизические истины, которые
относятся к соответствию наших идей внешним вещам. Локк высказывает мысль,
которая оказала большое влияние на дальнейший ход развития философской мысли;
он утверждает, что наше познание носит всеобщий характер .тишь в том случае, когда речь идет о познании идей:
«всякое общее познание мы можем
искать и находить только в собственном уме; и только изучение наших собственных идей дает нам такое познание». Всеобщие
истины, таким образом, можно наши только на пути рассмотрения отвлеченных идей, в то время как существование вещей можно познать только из опыта. В качестве
примера всеобщего и необходимого знания он называет математику. Вообще,
по его мнению, математика — прекрасное
средство для развития разума и он рекомендует изучать ее всем, кто имеет
для этого время и возможность. Философ
считает, что истину от лжи нельзя
отделить по количеств} людей,
которые придерживаются тех или иных мнений. Он пишет о том, что хотя
популярно правило «Глас народа — глас Божий», но что-то не слышно, чтобы Бог
возвещал свои заповеди \стами толпы, а природа свои истины — криками стада.
Диалектика Локку попросту неинтересна, он
вообще не оперирует чтим понятием.
В полном соответствии с основными
положениями своей философии Локк дает
определение человека: «Человек — тело соответствующего
облика, наделенное чувством, произвольным движением и разумом».
Поскольку душа человека — доска, на которой пишет опыт, философ приходит к
выводу о всесилии воспитания:
152
«...Девять десятых тех людей, с
которыми мы встречаемся, являются чем,
что они есть,— добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря
своем)7 воспитанию. Именно оно создает большие различия между
людьми». Так был сформулирован тезис, которому
предстояло сыграть большую роль в общественной жизни. Именно отсюда родилось знаменитое правило: «Нет плохих учеников,
есть плохие учителя». И до сих пор можно услышать его бездумное повторение, хотя любой педагог по собственному опыту знает,
что это не так. Возможная причина распространенности лого положения заключается
в его кажущемся демократизме. Однако еще более печальные последствия этот
тезис породил, когда из него сторонниками
коренного переустройства общественной жизни был сделан вывод, что люди плохи постольку, поскольку плохой
является общественная среда и если эту среду7 коренным образом переделать, то появятся новые, уже вполне
хорошие люди.
Сущность человека составляет сознание, разум: «Одно
только сознание образует личность». Все люди стремятся к счастью, при этом добром люди считают то, что способно вызвать
удовольствие, а злом — то, что причиняет страдание. Счастье же — это наивысшее удовольствие. Достигнуть его не так уж
сложно; нужно следовать простому'
правилу: в здоровом теле здоровый ду\.
Теория tabula
rasa у Локка сочетается с признанием естественных
различий людей по их умственным способностям. Если к этому прибавить различия, обусловленные воспитанием и обстоятельствами
личной жизни, то ясно, что .поди не равны, и не могут быть равными. Вообще говоря, в естественном состоянии действует' закон
природы, который требует, чтобы никто не наносил ущерба жизни, здоровью,
свободе или собственности другого человека. Однако,
когда люди находятся в естественном состоянии, где каждай является сам
себе судьей и нет общего суда, стоящего надо всеми, между' ними возникает
всеобщая война. Стремление избежать такой
войны и является главной причиной возникновения государства и,
следовательно, перехода в гражданское состояние. В связи с этим Локк проводит
различие между свободой в естественном и в
гражданском состоянии. Свобода в первом случае состоит в том, что человек свободен от какой-либо
власти другого человека и подчиняется только законам природы, свобода же во
втором случае заключается в том, что человек подчиняется только той
власти, которая установлена «по согласию» в государстве, т.е. по закону. Философ очень высоко оценивает роль
закона, цель которого состоит в том, чтобы защитить невинного и вос-
153
станавливать справедливость.
Там, где кончается закон, считает он, там
нет свободы, там начинается тирания. Локк убежденный сторонник разделения
властей, в перв>то очередь законодательной и исполнительной. Он решительный
противник абсолютной монархии и
поддерживает парламентскую форму правления. Прямое насилие он считает
наихудшим средством в общественной жизни и призывает прибегать к нему с
величайшей осторожностью, ведь в случае
применения насилия, правитель использует как раз то средство, ради
освобождения от которого и было образовано государство.
К деспотии приводит прежде всего отсутствие
собственности у членов общества. Опыт
показывает, что каждый человек обладает некоторой собственностью — в
перв^то очередь его собственной личностью.
Ясно, что дня жизни человек нуждается в собственности на некоторые
внешние предметы. Критерием размера собственности,
считает философ, является труд. Человек имеет право обратить в свою
собственность столько, сколько может употребить на какие-нибудь нужды своей
жизни. Опыт к тому же показывает, что все,
что является общим, не приносит пользы. Гражданское общество и есть гарант сохранения собственности. В
том случае, если правитель сам
нарушает законы и превращает свою власть в угнетение, то народ имеет
право на сопротивление. Но и правитель в том случае, когда часть людей
«сбивается» в партию, т.е. противопоставляет
себя своим собратьям и другим подданным по какому-то признаку, имеет
право «подавить партию и так предотвратить неурядицу».
Интересно, что у Локка есть догадка о специфике тех идей людей, которые
относятся к их общественной жизни, когда нелепица приобретает в их глазах
доказательность, бессмыслица — логичность, а
тарабарщина — смысл. В этом случае речь явно идет о таком явлении
общественного сознания, которое позже получило название идеологии.
Взгляды Локка на религию характеризуются умеренностью
и реализмом. Сам он признает существование
Бога и даже приводит в доказательство некоторые аргументы. Но Бог у него
как бы конституционный монарх — придает смысл всему сущему, но предоставляет природе и обществу изменяться по их
собственной логике. Локк также стоит за веротерпимость.
Некоторые идеи Локка были
значительно видоизменены и доведены до
логического конца другим британским философом — Джорджем Беркли (1685-1753). Он происходил из дворянской семьи, жившей в Ирландии. Беркли окончил Дублинский
университет,
проявил способности в математике. Однако интерес к
теологии взял верх и он избрал карьеру священнослужителя (был епископом в
Клойне на юге Ирландии). Именно он стал создателем в Новое время системы так
называемого субъективного идеализма, выдвинув при тгом некоторые идеи,
послужившие предметом оживленных споров среди философов Европы.
Логику философской концепции Беркли можно передать следующим
образом. Во-первых, он считает аксиомой положение «все, что существует,
единично», т.е. стоит на тех же номиналистических позициях, что и Гоббс, и
Локк. Во-вторых, по его мнению, не только «вторичные», но и «первичные»
качества субъективны и не имеют сходства с тем, что их в нас вызывает'. На что
может быть похоже ощущение кроме самого же
ощущения?
задает он
риторический вопрос. Ведь если протяжение, форма,
движение суть идеи и, значит, могут существовать только в духе, то они и не
могут походить ни на что кроме идеи. Всякое же представление об идее, присущей материи, т.е. чему-то плотному и
протяженному (а значит совершенно
противоположному духу), всякое такое представление самопротиворечиво, ибо соединяет то, что несоединимо. В таком
случае встает вопрос: что же реально существует? Реально существуют
личности или «разумные вещи» (а все другие вещи суть только способы
существования личностей), кроме того реально существует дух или то, что
воспринимает. «Дух есть простое, нераздельное,
деятельное существо; как воспринимающее идеи оно именуется умом; как
производящее их или иным способом действующее
над ними — волей». Или можно сказать и так: «...Под словом «дух» мы разумеем
лишь то, что мыслит, хочет и воспринимает». Однако невольно встает
вопрос: а как же окружающие нас вещи, составляющие наш мир, существуют ли они?
Беркли выстраивает очень логичную цепочку
доводов. Всякая вещь известна нам постольку, поскольку мы знаем ее
качества, можно сказать, что любая вещь — совокупность составляющих ее качеств.
Но что такое качество? Любое качество (белое, протяженное, твердое и т.п.) есть на самом деле ощущение. Таким образом,
мы можем сказа гь, что вещь есть совокупность ощущений. Однако
ощущения, как само собой разумеется, это всегда чьи-то ощущения, принадлежность
какого-то Я. Значит можно сказать, что вещи существуют постольку, поскольку
кто-то их воспринимает (т.е. имеет составляющие их ощущения). Так родился
знаменитый принцип: esse percipi est, т.е.
«существовать, значит быть воспринимаемым». Другими словами, мир существует лишь
постольку, поско.тьку есть
155
воспринимающее его Я. Такой вывод
получил в философии название солипсизма
(лат. solus — единственный, ipse — сам), согласно котором) реально существует только
одно мое Я, все остальное, в том числе и другие Я — порождение моего воображения.
Заметим сразу, что логика солипсизма безупречна. Еще В.И.Ленин вслед за
французским философом Д.Дидро сокрушался по поводу того, что к стыду разума
человеческого эту нелепую с точки зрения
здравого смысла философию невозможно опровергнуть при помощи логики. Однако эта логическая неуязвимость солипсизма
все же имеет свое слабое место. Дело в том, что солипсизм приводит к столь
большим трудностям и противоречиям, что никто из философов удержаться на этой
позиции не может. Перед Беркли сразу же встают онтологические проблемы.
Во-первых, если вещи суть совокупности ощущений, если вещи суть наши идеи, то
выходит, что когда мы греемся у огня, мы греемся у своих идей, когда мы пьем воду, мы пьем свои идеи? Беркли на это отвечает,
что действительно это звучит странно, что толпа может смеяться над подобными
суждениями. Но, замечает он, нельзя путать способ выражения и реальное
положение дел. Ведь все мы знаем, что прав
Коперник, утверждающий, что Земля вращается вокруг Солнца, но это не
мешает нам говорить так, как если бы был прав
Птолемей: «Солнце восходит».
Но это только начало наших затруднений, есть и худшие
последствия. Ведь если вещи существуют постольку, поскольку их воспринимает
какое-то Я, то что происходит с вещами в определенном
помещении, когда в нем никого нет? Строго говоря, надо признать, что в
отсутствие человека все вещи исчезаю! и вновь появляются, когда в комнату
входит человек. Но все это настолько абсурдно, что вряд ли найдется такой
мыслитель, который станет защищать подобную нелепицу. Имеется и
гносеологическая проблема: если мир есть
совокупность моих ощущений, то как отличить наши фантазии и иллюзии от
того, что мы называем реальной действительностью, истину от заблуждений? Беркли
пытается решить эту проблему. Он говорит,
что ощущения, которые мы называем истинными, обладают несравненно
большой яркостью и устойчивостью, чем те, что оказываются иллюзорными, что
признаком истины является общезначимость знания (т.е. его разделяют и другие люди). Однако все эти аргументы невидимому
его не устраивают, он чувствует их уязвимость. Вследствие этих трудностей он покидает позиции последовательного
субъективного идеализма и вводит в свою систему элементы идеализма
обьек-
156
тивного, ссылаясь на
необходимость признания существования кроме
личностей еще и духа надличностного, объективного — Бога. Сделав это, он уже сравнительно легко справляется
со всеми трудаостями. Вещи не исчезают, когда в помещении никого нет,
ибо их существование поддерживает
восприятие вездесущего Бога. Истинные ощущения — это ощущения, которые
вызывает в нас разум Бога, безмерно
превосходящий по силе наш разум, в то время как человеческий ум способен вызывать лишь слабые, неустойчивые ощущения — непременный признак заблуждений и
иллюзий.
Итак, с точки зрения Беркли,
существуют только мыслящие духи и Бог
как дух. Вся реальность сводится к идеям. Но в таком случае на реальность
распространяются законы логики (как законы мышления). Например, ничего
противоречивого существовать не может. В
том числе не может существовать и материя, понятие которой противоречит понятию духа, ведь идея не может
существовать в инертной, невоспринимающей субстанции. Но дело даже не
только в этом. Как уже было сказано, с точки зрения Беркли, реально существует
только единичное, материю же никак к единичным сущностям причислить нельзя. А
раз так, то получается, что материя не может
быть воспринимаема, т.е. ее не может быть. Беркли так и пишет,
обращаясь к материалистам: «...Вы можете, если это уже так вам хочется, употреблять слово «материя» в
том смысле, в каком другие люди употребляют
слово «ничто».
Беркли доводит до логического
конца концепцию мира как совокупности
идей и в отношении причинности. Если реально суще-ств\тот не вещи, а духовные образования, то причинно-следственная связь должна пониматься не как порождение
одной вещью (причиной) другой (следствия), а как отношение метки или
знака к обозначаемой вещи.
Свою концепцию, основанную на отрицании существования
внешних вещей независимо от нашего сознания, Беркли последовательно проводит и
при решении проблем теории познания. Он считает, что мнение о том, что за
ощущениями существуют независимые от них
вещи, ведет только к трудностям при объяснении механизма процесса
познания и вообще ставит под сомнение возможность существования реального
знания, ибо, с одной стороны, становится
необъяснимой всеобщность и необходимость теоретического знания, а с другой стороны, приходится изобретать понятия,
которые только затемняют понимание познавательного процесса. Так, приходится вводить
понятие сущности, которая прячется нивссть где за явлениями и которую надо
знать, чтобы
157
понять смысл явлений. Беркли даже
указывает причин}, по которой возникает
такое нелепое, по его мнению, понимание процесса познания — это мыслительный
процесс, который назвали абстрагированием.
Обычно абстрагирование понимается как способность ума отделять
(абстрагировать) любое качество от всех остальных и от воспринимающего его духа (протяженность,
цвет, ;цшжение и т.п.). На самом же деле,
процесс познания значительно упрощается, если принять, что не существует
ничего, кроме идей и духов, а абстрагирование
— лишь частный, незначительный момент процесса мышления, который свойственен
только ученым и о котором масса здравомыслящих людей не имеет понятия.
Надо признать, что общий характер нашего знания возникает тогда, когда
множество частных идей мы заменяем словом, т.е. знаком, который замещает эти идеи, что и позволяет разуму иметь понятие о «треугольнике вообще», т.е. о таком треугольнике, который ни косоуголен,
ни прямоуголен, ни равносторонен,
ни равнобедрен, ни неравносторонен, но
который есть вместе и всякий, и никакой из них». Можно сделать вывод,
что Беркли выдвинул второй великий принцип теории познания (первый, как мы
помним был выдвинут в античности — принцип отражения), который можно назвать
принципом замещения, или принципом модели.
По существу Беркли впервые в истории философии после Аристотеля
существенно дополняет понимание процесса познания не как простого (наподобие
зеркального) отражения мира, а как
перевод объекта познания в его умственное подобие, как создание в уме модели,
но модели, основанной на
использовании принципиально иных по сравнению с отражаемым миром средств, средств рожденных самим сознанием
человека. Эти средства — не что иное, как идеи. Беркли называет
следующие их виды: идеи, воспринимаемые
чувствами, идеи, возникшие в результате наблюдения за эмоциями и
действиями ума, идеи, образуемые при помощи памяти и воображения, идеи порождаемые через соединение, разделение
или представления первых трех видов. Хотелось бы подчеркнуть, что мысли,
развиваемые в данном случае Беркли, весьма
плодотворны; они помогают многое понять в познании, например, тот
поразительный факт, что идеальные объекты, при помощи которых мы мыслим о мире,
с одной стороны, имеют черты сходства с реальным объектом, но с другой стороны,
гак же не тождественны им, как модель не тождественна
моделируемому объекту. Они помогают
объяснить и тог факт, что одно и то же явление может быть
выражено разными способами, а это объясняет богатство
мира субъективного, мира наших мыслей и чувств. Таким
158
образом, можно сказать, что если, с одной стороны,
объект значительно превосходит по
содержанию ту его картину, которая имеется в каждый данный момент у субъекта,
то с другой стороны, многообразие
субъективных образов — в единстве рационального и эмоционального,
разумного и волевого, теоретического и психологического, сознательного и бессознательного в известном смысле превосходит
многообразие объекта.
Подход к процессу познания в рамках берклианства
открывает дорогу новой концепции познания, когда наука рассматривается не как
теория, имеющая целью за явлениями обнаружить сущность и выразить ее в виде совокупности законов, а как
техника, при помощи которой описывается взаимосвязь явлений, своеобразный
набор приемов, которые помогают научиться предсказывать поведение объектов и использовать их в своих целях.
Постоянные сочетания идей, думает
Беркли, образуемые по определенным
правилам, дают указания относительно того, что мы можем ожидать от таких-то и
таких-то действий. Наука, следовательно, состоит не в отыскании телесных
причин, а в правн.тыюм понимании языка
Творца природы, причем этим языком и являются наши идеи. Если сравнить
это высказывание Беркли с цитировавшим выше высказыванием Галилея о математике
как языке, на котором написана Богом природа, то видно как различие, так и сходство подходов к природе в XVI и XVII вв.
И еще с одним новшеством в
философии связан Беркли. Именно он
впервые четко разделил материализм и идеализм как философские направления,
причем сознательно встал на позиции идеализма и не уставал подвергать критике
материализм. Выше были приведены его теоретические аргументы против материи, но
он пользуется и аргументами практического, можно сказать, идеологического
характера. Так, он пишет, что даже если его доводы против материи показались бы кому-то неубедительными (что касается
меня, оговаривается он, то я считаю их безупречными), то все равно понятие материи нужно устранить из
философии потому, что материя во все времена «была великим другом
атеистов»; на ее основании возводились
самые безбожные системы. Кроме того, рассуждает он, исчезнут такие
вопросы, на которые не могут убедительно
ответить и сами материалисты, например: может ли материя мыслить, делима ли материя до бесконечности, как
материя воздействует на дух и т.п.