Если для Декарта философия это наука о внешних вещах, о природе, то для Паскаля наибольший интерес
представляет человек. Согласно Декарту и Спинозе знание природы
приближает нас к Богу, согласно Паскалю познание природы не может привести к
нему. Более того, с точки зрения Паскаля пытаться доказывать существование Бога через природу — значит давать
повод думать оппонентам, что
аргументы в пользу религии весьма слабы и уязвимы. Бог геометрических
истин, по мнению Паскаля, это бог язычников и эпикурейцев. Предметом
философского размышления по мысли Паскаля
должен стать человек. Попытки построить систему научных знаний о
человеке в XVII в называли "моральной философией", и ее первой проблемой оказывается
проблема места человека в мире.
Паскаль утверждает,
что природа бесконечна в большом и малом. Она бесконечна в качестве Вселенной,
ибо мир, в котором мы живем — это бесконечная сфера, центр которой повсюду, а окружность — нигде. Но мир бесконечен и в малом:
как бы ни были мелки частицы вселенной, но они могут быть делимы и далее
до бесконечности; там существуют свои миры, сравнимые с нашим. Иначе говоря
имеются две бездны бесконечности, а посредане, между этими безднами находится человек — "Ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством,
середина между всем и ничем". Между природой и человеком существует
непроходимая пропасть: "Она двояко бесконечна, а он конечен и ограничен;
она продолжается и существует без перерыва,
а он преходящ и смертен; вещи в частности погибают и изменяются ежеминутно,
и он видит их только мельком; они имеют свое начало и свой конец, а он не знает
ни того, ни другого, они просты, а он состоит из двух различных натур".
Заметим, что, с точки зрения Паскаля, противоречиво не только положение
человека, противоречив и он сам, ибо состоит из двух противоположных начал —
души и тела, причем как они в нем сочетаются, остается непостижимым для его
разума. Для выражения своего понимания человека мыслитель находит удивительный образ: человек — это мыслящий
тростник. Тростник как обозначение
слабости человека, его малости в сравнении с природой, его подчиненное™ всем веяниям ветров, природных сил, но ipociHHK мыслящий. Именно в
мысли сущность человека, его оправдание и его достоинство. "Очевидно, человек
создан для мышления; в этом все его
достоинство..." — пишет Паскаль. К этой мысли он возвращался
неоднократно: "Мысль отличает существо человека, и без нее нельзя себе его
представить." В мышлении человек
вопреки своей ничтожности перед природной бесконечностью становится ей равным: "В отношении пространства вселенная
обнимает и поглощает- меня, как точку; мыслью же своей я обнимаю ее". Более того, в мышлении
выражается величие человека и его
превосходство над всем остальным миром: "Человек самая ничтожная
былинка в природе, но былинка мыслящая. Не нужно вооружаться всей вселенной,
чтобы раздавить ее. Для ее умерщвления
достаточно небольшого испарения, одной капли воды. Но пусть вселенная
раздавит его, человек станет еще выше и благороднее своего убийцы, потому что
сознает свою смерть; вселенная же не
ведает своего превосходства над человеком".
Итак, как и Декарт и Спиноза Паскаль видит
сущность человека в мышлении, но мысль его от этой общей отправной точки движется
в другом направлении, нежели мысль этих двух философов. Дело в том, что разум —
это только одна сторона природа человека, вторая же заключается в его
неразумии. Она прояв.тяется в том, что хотя разум — суть человеческой натуры,
человек тем не менее не способен
руководствоваться в жизни разумом: ближайшие, пусть ничтожные выгоды
перевешивают в его глазах отдаленные, пусть и великие блага. Стремление
получить именно сейчас престижную должность, большую прибыль перевешивает все
соображения о спасении души для жизни вечной. Человек не только велик, он и низок, его природа безнадежно
испорчена. В нем жалость к
обездоленным легко уживается со своекорыстием, все люди, разглагольствуя
о любви к ближнему и дальнему, ненавидят друг друга. "Человек, таким
образом, есть лишь притворство, ложь и лицемерие как по отношению к самому
себе, так и к другим. Он не хочет, чтобы ему говорили правду, и сам избегает
говорить ее другим..." На что он
употребляет свое величайшее преимущество — разум? Казалось бы его долг
состоит в том, чтобы мыслить "как следует":
о себе, о Создателе. Но нет, "он никогда об этом не думает, он помышляет о танцах, музыке, пении, стихах,
играх и т.д., думает, как бы подраться, сделаться царем..."
Положение человека, делает вывод Паскаль, исполнено глубоким трагизмом:
"Мы жаждем истины, а находим в себе одно сомнение. Ищем счастья, а
встречаем лишь горе и смерть. Мы не в
состоянии не желать истины и счастья, но не способны ни к верному
знанию, ни к счастью". Но и это еще не самое худшее. Беда людей состоит в
том, что даже когда нам удается достигнуть желаемого блага, оно странным
образом превращается в свою противоположность: смирение превращается в гордыню, естественая иерерахня власти в тиранию,
свобода — в самую гнусную распущенность. Это бедственное положение человека застав.тяет
Паскаля сделать парадоксальный, но глубокий вывод: "Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды".
Человека осаждают неразрешимые проблемы, он задает себе вопросы,
на которые никто не знает ответа: "Рассматривая малую продолжительность своей жизни, поглощаемую
предшествующей и последующей
вечностью,... незначительность занимаемого мной пространства, незаметно
исчезающего в глазах моих среди необъятных
пространств, невидимых ни мне, ни другим, я прихожу в ужас и изумление, почему
мне нужно быть здесь, а не там, почему теперь,
а не тогда! Кто поставил меня здесь? По чьему повелению и назначению определено мне это место и это
время?"
Из всего этого, по мнению Паскаля, следуют
истины, о которых должен помнить каждый философ. Мы назовем здесь лишь две. Первая заключается в предостережении: не следует
преувеличивать возможности человеческого разума. Как бы ни
прогрессировало научное знание, нельзя забывать о том, что область непознанного
бесконечно больше того, что мы знаем.
Паскаль возрождает употреблявшийся Николаем Кузанскнм для характеристики
философии (как синонима науки) образ
— "ученое незнание". Другая истина состоит в том, что как бы
ни велико было значение в жизни люден разума, нельзя забывать о необходимости веры, без
нее и сам разум становится бесплодным.
"Разум действует медленно, руководствуется столькими соображениями
и принципами, которые должны быть всегда в виду, что ежечасно утомляется и
заблуждается, за неимением налицо всех этих принципов. Чувство же действует
иначе; оно работает быстро и всегда готово к действию. Поэтому следует, чтобы верой было исполнено наше сердце,
иначе она будет постоянно колебаться". Он считает, что вера — дар Божий.
Отвергая доказательства бытия Божия через изучение природы, Паскаль
однако видит, насколько важна эта проблема для человека и как трудно ее решить.
В одном из фрагментов содержатся такой стон человеческого сердца: "Вот что
я вижу и что приводит меня в смятение. Куда бы я не поглядел, меня везде
окружает мрак. Все, являемое мне природой,
рождает лишь сомнение и тревогу. Если бы я не видел в ней ничего,
отмеченного печатью божества, я утвердился бы в неверии; если бы на всем видел
печать Творца, успокоился бы, полный веры. Но я вижу слишком много, чтобы
отрицать, и слишком мало, чтобы преисполниться уверенности, и сер;ще мое скорбит". Собственные размышления приводят
философа к утверждению, что можно привести разумные аргументы в пользу
веры в Бога. Эта его идея получила название "Пари". На вопрос
"Существует ли Бог?" возможны лишь два ответа — да или нет. Теперь
представьте себе, что вам предлагают заключить пари на эту тему. В чем состоит в таком случае разумная стратегия? Пре,щоложим,
что вы отвечаете "да". В том случае, если Бог есть, вы выигрываете
все, если его нет, вы ничего не теряете. Другая картина при ответе "нет". В том случае, если он есть, вы
теряеге все, в том случае если его нет, вы все равно ничего не
вышрываете. Отсюда ясно, какой ответ
предпочтительнее.
Убедительны аргументы Паскаля или нет, но как бы то ни было в общественном умонастроении верх взяла другая
тенденция, которая свое наиболее яркое выражение нашла в философии Французского просвещения.