1. Роль античной
философии в становлении современной культуры. Основные этапы развития
философии.
Античность – это только Древняя Греция и Древний Рим. Время»: с 7-го
века до н.э. до 5-го века н.э. Периоды:
2.
Эллинизм
– с 3361г. до н.э. до 30 г. н.э.
3.
Античный
Рим – с 30г. н.э. до 410г. н.э.
Основы современной западной цивилизации заложили греки. Под понятием
«современная цивилизация» понимается индустриальное общество, т.е. научное, а
науку впервые создали греки.
Многие философы искали ответ на вопрос: почему именно греки? Но ведь
они первыми создали демократию и у них первых появилась интеллигенция. Греки
ввели «теорию», как понятие (теория – от греческого созерцание зрелища, но
созерцание не глазами, а умом), кроме этого они построили ее на основе
философии. В философию они принесли противопоставление субъекта объекту, т.е.
субъект умом изучает объект.
В Др. Египте знали треугольник Пифагора, но считали, что он имеет
божественную природу. Знание объективно и постоянно. Теорема Пифагора получена
только разумом и одинакова всегда, применяется до сих пор.
Но у теории есть и слабая сторона: теория должна применяться на
практике, необходимо совмещать теорию с нуждами современности, а часто
случается, что теория оторвана от жизни.
Философы древности говорили, что наука носит антиутилитарный характер.
Современное общество же утилитарно.
Прежде всего, можно выделить
школы философов, образовывавшиеся вокруг
самых выдающихся мыслителей, идеи которых в большей или меньшей степени
сохранили свое значение и в наше время. Например, различают кантианство,
картезианство (учение, в котором чувствуется сильное влияние Декарта),
гегельянство и др. Иногда группировку философов производят называя какую-либо основную
идею, лежащую в основе их рассуждений. В этом случае говорят о
трансцендентализме, априоризме, монадологии, интуитивизме и др.
Первые философы пытались создать теорию мира в целом – фисиологи, но
перед ними встали 2 вопроса: Есть ли единство между многообразием материального
мира. и Есть ли устойчивость среди постоянного движения в мире. Исходя из
этого, появляются различные концепции:
Концепция милетской школы. Существует некоторое первоначало, из которого все
пошло, а то, что мы видим – это его производные. Ярким представителем данного
времени можно считать Фалеса, который считал первоначалом всего – воду.
Пифагорейская школа. Единство противоположностей дает возможность существования истинного
мира. Выделяли 10 противоположностей. Единство противоположностей в мере, а
мера выражается числом. Там где есть числа, появляется возможность зарождения
точности.
Гераклид. Изменчивость первее покоя, множественность первее единства.
Противоположности переходят друг в друга. Гераклид выделяет описание S есть P и не
есть P.
Элейцы (Парменид). Покой первее изменчивости, единство первее множественности. Ничто не
возникает, ничто не исчезает – все вечно. Парменид разделил знание на видимость
и истину. Он говорит, что изменение – это видимость, а покой – истина.
Демокрит – синтез элейцев и Гераклита. Атомы постоянны, но их комбинации
постоянно меняются.
Софисты. Происходит переворот в философии: переход от природы к человеку.
Софисты учили говорить, побеждать в споре, изобретали различные уловки и приемы
для этого.
Сократ.
Выступал против софистов, выдвинул идею, что единство в обществе обеспечивается
моральными ценностями. Считал, что люди поступают плохо только по незнанию, а
если найти и растолковать им непоколебимые истины, то все станут хорошими и
добрыми. Сократ изобрел диалектику – метод нахождения истины путем нахождения
противоречий в рассуждениях оппонента. Сам он называл свой метод маневтикой.
Сократ был противником демократии и был за это казнен, он считал, что, кроме
моральных ценностей, людей объединяет государство.
Платон.
(ученик Сократа) Он считал, что существует эйдос, т.е. вечное, непреходящее,
идеальное. Миру эйдосов противостоит мир хиле (материальный мир). Когда эйдосы
отпечатываются в хиле, образуются вещи, поэтому существуют вещи более красивые
(сильнее отпечаталась красота). Платон разделяет мир на на две
противоположности: 1. Мир чувственности (пещера) – чувства дают только мнение.
2. Теория воспоминания – души живут в мире эйдосов и после вселения в тело
начинают вспоминать. Платон создал теорию идеального государства. Оно может
существовать только в мире эйдосов. Это государство, основанное на принципах
справедливости, но за все надо платить. Должно быть строгое разделение по
классам. Платон против всякой свободы, каждый должен знать свое место. Идеальное
государство должно быть небольшим, построенным по круговой схеме и подальше от
моря.
Аристотель. С техпор начинается то, что называется научной работой, он изобрел
форму статьи, монографии. Аристотель дает определения понятий, он не доволен
концепцией Платона, он говорит, что нужно строить систему категорий и с помощью
их описывать все существующее. Сущность – это покой, а явление – это движение.
Аристотель считает, что не должно быть двух систем познания: « Чувствуя разум
понимает». Он говорит, что науку дает опыт с наблюдением, создал науку о
мышлении – формальная логика. Он нашел четыре закона логики: 1. Тождество –
одно понятие должно иметь постоянный и неизменный смысл. 2. Противоречия – два
явления не могут быть истинны в одно и тоже время. 3. Закон исключения третьего
– одно из противоположных суждений истинно. 4. Закон достаточного основания –
каждая мысль должна быть доказана.
Античность можно разделить на
две линии:
1.
Платон
– идеал, абсолютное благо, максимум добра.
2.
Аристотель
– благо относительно, минимум зла, нужен не идеал, а то, что в наших силах.
Происходит поворот философии и в сторону
индивидуализма, появляются новые течения.
Эпикуреизм. «Пустые слова того философа, который не
утешается страданиями человека». Он говорил, что прожить тихо, заботясь о себе,
человек не может изменить мир.
Стоики. Человек может быть сильным, но никакой награды,
кроме чистой совести, не получит. Ответ ты несешь только за себя.
Мистицизм. Возрождает Гераклида. Челок не только
разумное существо, но и страстное.